БАНК ИНФОРМАЦИОННЫХ, ДИДАКТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ресурсов в поддержку формирования ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БАНК

ИНФОРМАЦИОННЫХ, ДИДАКТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ПОДДЕРЖКУ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

«НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ». Сборник информационно-методических материалов

«Создание условий для познавательного развития и духовно-нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью посредством ознакомления с традициями бурятской народной культуры». Методические рекомендации 

«ЯРМАРКА В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ». Методический сборник по материалам межрегиональной образовательной стажировки

Аналитическая справка по результатам регионального прикладного исследования «Актуальные вопросы формирования и развития поликультурных компетенций, формирования гражданской идентичности субъектов образовательных отношений»

Информационно-аналитическая справка о реализации обучающих мероприятий интерактивной школы «Культурный код России». Школа 1.  Межрегиональное обучающее событие  «Школа казачьей культуры: история, традиции, современность, перспективы»

Информационно-аналитическая справка о реализации обучающих мероприятий интерактивной школы «Культурный код России». Школа 2. Межрегиональная образовательная стажировка  «Духовно-нравственное воспитание на традициях русской народной культуры»

Информационно-аналитическая справка об итогах проведения межрегиональной образовательной стажировки  «Ярмарка в гостях у народных умельцев». Школа 3

Аналитическая справка по итогам межрегиональной стажировки «Создание условий для познавательного развития и духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством ознакомления с традициями бурятской народной культуры». Школа 4

 


Русский этномир: этнографический образ и истоки культурного развития.  Автор:  Булгакова М.Г., к.и.н., руководитель центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО 

Сценарий народного обряда «Закликание весны», Мелкомукова Е.Н. , педагог дополнительного образования детей, МБОУ ДО ШР «Центр творчества»

Сборник сценариев русских народных праздников «Хоровод круглый год»,  Золотухина Н.В., педагог дополнительного образования детей, МБОУ ДО ШР «Центр творчества», Мелкомукова Е.Н. , педагог дополнительного образования детей, МБОУ ДО ШР «Центр творчества»

Творческое объединение «Булагхан», Мантагуева Л.П., педагог дополнительного образования МДОУ детский сад «Родничок», МО «Эхирит-Булагатский район», Иркутская область

Проектная задача «Русский женский головной убор. Кокошник». Канискина И.В., педагог дополнительного образования детей, Лапуга Е.А., заведующая отделом, Битюкова Г.А., методист по ИКТ МБУДО «Станция юных техников», Ангарский ГО

Методическая разработка «Организация работы мультстудии в образовательном учреждении». Русских Т.Ю., педагог дополнительного образования детей, МБУ ДО «Дом детского творчества г. Слюдянка

Методическая разработка «Чудо – чудеса – рукотворная краса», Синицына В.А., педагог дополнительного образования детей, МБОУ г. Тулуна СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 20 «Новая Эра»

 Методическая разработка «Подвижная кукла в бурятском национальном костюме», Якунаева В.Н., педагог дополнительного образования детей, МБУ ДО «Ольхонский дом детского творчества»

Методические рекомендации «Региональный компонент при изучении традиционных видов росписи», Черная А.И., педагог дополнительного образования детей, МБОУДО Центр развития творчества «Народные ремёсла», р. п. Чунский

«Создание покадровой анимации с помощью приложения Stop Motion Video Maker Free». Дамаева Ю.Л., педагог дополнительного образования детей, ГБУ ДО «Центр дополнительного образования детей», Эхирит — Булагатский район.

Одежда казака

Подкова

Интерактивные подходы в современном православном образовании

«Живая старина Иркутска». Медиакомплект для образовательных организаций. Васкевич Т. А.

Православное образование и традиционное духовно-нравственное воспитание на современном этапе. Рудь А.Г.

Мастер — классы

 Женский русский народный костюм. Художник Сереброва Е.А.

Изготовление сувениров в жанре выжигания. Художник Гамаюнов О.П.

Изготовление сувениров в жанре керамики. Художник Гончарова Е.А.

Изготовление тряпичных обрядовых кукол. Художник Бардовская Л.И.

Палитра ремёсел. Педагог Ткаченко С.Н.

Старинный обряд сватовства. Педагоги и учащиеся Большееланской СОШ.

Русские народные инструменты. Пичуева Ю.Н., учитель начальных классов, и учащиеся Большееланской СОШ.

Изготовление сувенира «Весеннее солнце». Педагог Федотова Н.У.

Кулон-подвеска. Педагог Дроздовская Т.П.

Оберег из кожи. Педагог Богомоева Н.К.

Роспись игрушки. Педагоги Николаева Т.И. Ширяева А.А.

Сувенир «Русская красавица Матрёшка». Педагог Рахманкулова П.Ю.

 

Видеозаписи мероприятий кейтеринга «Россия многонациональная: культурная мозаика»

О духовности

https://web.vk.me/video/751674482_456239022_1bcf1db63a0510eef3_0_2000000051_2_mail2000000051-2_0

Дискуссионная площадка: «Кинопедагогика. Как быть режиссёром своей жизни»:

https://web.vk.me/video/817073473_456239018_cac7dff50c9d7b0e15_0_2000000053_3_mail2000000053-3_0

Мастер-класс «Куда приводят мечты?»

https://web.vk.me/video/818085984_456239017_eb003957506ec2783f_0_2000000055_2_mail2000000055-2_0

Мастер-класс «Музыка как способ эмоционального проживания, личностного освоения ценностей»

https://web.vk.me/video/807187369_456239020_d1369e60d2043580d2_0_2000000054_3_mail2000000054-3_0

Мастер-класс: «Моделирование литературного образа родного города на материале поэзии и прозы».

https://web.vk.me/video/817073473_456239019_ed3d117015f95f84d7_0_2000000063_3_mail2000000063-3_0

Локация: «Тофалария: прошлое и настоящее»

https://web.vk.me/video/757790486_456239022_1ff18cdc98e6dbf9ce_0_2000000061_2_mail2000000061-2_0

Мастер-класс «Настольная образовательная игра как способ изучения региональной истории»

https://web.vk.me/video/818085984_456239018_711d3342b0609879f4_0_2000000060_2_mail2000000060-2_0

Взаимодействие образовательной организации и семьи обучающегося с ОВЗ. Кучергина О.В.

Роль семьи. Эффективные формы вовлечения родителей в творческую деятельность школы. Агеева Н.А., Чемезова О.А. 

Об актуальности ознакомления обучающихся с культурой и традициями бурятского народа. Региональный опыт. Замбулаева Н.Г. Дунцаева С.С. 

Этнокультурный компонент как один из модулей Программы воспитания ГОБУ ИО «Усть-Ордынская гимназия –интернат».  Шобоева Э.А. 

Инновационный проект «Формирование мотивационной языковой среды во внеурочной деятельности в школе с этнокультурным компонентом» МБОУ «БИЛЬЧИРСКАЯ СОШ»

«Создание ИРОО «Пять с плюсом» как условие развития проектной деятельности в области  культуры и социальной поддержки обучающихся с ОВЗ». Изиляева О.В., Кетсана Л.А.

«Школьный спектакль под ключ». Агеева Н. А. 

«Работа с обучающимися: знакомство с историей, бытом и фольклором бурят» Чемезова О.А.

Подходы к созданию театральных костюмов. Парцей Е.К. 

Мастерская театральных декораций и реквизита Шичкина И.В., Щукин В.В. 

Спектакль как форма социокультурной реабилитации воспитанников с ментальными нарушениями. Растворова В.И. 

ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИИ ПРАКТИК

формирования гражданской идентичности, поликультурных компетенций школьников и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан 

«Россия – территория мира и толерантности»

  1.  «Волонтёры культуры: сердце Родиной тревожь…» Стремилова А.Ю.,
  2.  «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательных организациях Иркутской области» Лаврентьева М.В.,
  3. «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательных организациях Иркутской области» Бальчугова Т.Н., 
  4. «Создание ситуации успешности для билингвов через моделирование образовательных событий» Радаева А.Г.,  

«Духовное наследие – поликультурная Россия»

  1. «Духовное развитие родителей – основа духовно-нравственного развития школьников» Швайко Н.Г.,
  2. «Фестиваль дружбы народов России, посвященного 100-летию образования СССР» Толмачева О.С.,
  3. «Организация и проведение курса внеурочной деятельности для детей, для которых русский язык не является родным «Русский без ошибок» Радаева А.Г.,
  4. «Модель адаптации и социализации детей мигрантов» Свирид Е.И.,  
  5.  «Храним память предков. Светлый праздник Пасхи» Ульянова Е.А.,

«Мы с тобой казаки»

  1. «Патриотическое воспитание школьников на основе кубанских казачьих традиций» Анченко Е.В.,
  2. «Воспитание нравственных позиций школьника на примере кубанского казачества» Лукаш О.Н.,
  3. «Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся на основе изучения культурно-исторических традиций Иркутского казачества» Якутина Н.С.,
  4. «Казачий класс» Боброва И.Ю.,
  5. «Организация образовательного процесса в казачьем кадетском классе» Беломестных Е.Н.

История казачества России

Литература о казачестве

Учебное пособие 6-7 классы

Учебное пособие 8-9 классы

Примерная рабочая программа учебного курса «Казак – защитник Отечества»

Примерная рабочая программа «История и культура российского казачества»

САЙТЫ

Мультимедийный музей истории казачества   

Виртуальный музей казачества   

Интернет-источники для учащихся

Казачья культура

Рябова Е.Л., Щупленков О.В. Основы казачьей культуры. Учебное пособие. 

Донское ремесло. Учебное пособие. 

Казацкая азбука

ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИИ ПРАКТИК

«Патриотическое воспитание школьников на основе кубанских казачьих традиций» Анченко Е.В.,

«Воспитание нравственных позиций школьника на примере кубанского казачества» Лукаш О.Н.,

«Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся на основе изучения культурно-исторических традиций Иркутского казачества» Якутина Н.С.,

«Казачий класс» Боброва И.Ю.,

«Организация образовательного процесса в казачьем кадетском классе» Беломестных Е.Н.

Одежда казака

Подкова

ПРЕЗЕНТАЦИИ

«Обновление формата деятельности Центра дополнительного образования языковой и культурной адаптации и социализации детей – инофонов, как структурного подразделения МБОУ СШ № 16» г. Красноярск

Адаптация детей мигрантов в школе МБОУ СОШ №10 г. Зима

Поликультурные компетенции младших школьников МБОУ СОШ №10 г. Зима

Интерактивный плакат как ресурс формирования социокультурных компетенций младших школьников

Система работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50 г. Слюдянки»

«Мы – артисты!»: театрализация как инструмент социокультурной адаптации

Деятельность музыкальной студии «Многонациональная Россия»

Учимся говорить правильно. Внеурочная деятельность «Говорим, читаем, пишем»

Организация социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в общеобразовательной организации МБОУ СОШ №27 г. Иркутск

Система работы школы по организации работы с иностранными гражданами, детьми-инофононами и учащимися с миграционной историей

Внеурочная деятельность как инструмент социализации вновь прибывших учащихся

Изучаем русский язык легко и с удовольствием: опыт преподавания русского языка в поликультурной среде

Роль совета старшеклассников в интеграции детей разного культурного кода в воспитательное пространство школы

Ученики с миграционной историей в классе ОВЗ — особенности взаимодействия

ВИДЕО. Центр дополнительного образования языковой и культурной адаптации и социализации детей – инофонов

ВИДЕО. Национальный батл

ВИДЕО. Узбекская песня

ВИДЕО. Дружба народов

САЙТЫ

https://edulife.iro38.ru/?page_id=2703

https://fkrc.mgppu.ru/

ПОСОБИЯ

Ахметова, Д.З. Дети-мигранты в инклюзивной среде: методическое пособие / Д.З. Ахметова, И.Г. Морозова. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и прав, 2015. – 39 с.

Абакумова И.В., Гришина А.В., Ермаков П.Н. Организация психологического сопровождения детей беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов: учебно-методическое пособие. – М.: КРЕДО, 2015. – 48 с.

Условия школы как фактор адаптации детей-мигрантов и их семей/ Авторский коллектив ГБОУ СОШ № 125.//Ответственные за выпуск: Потявина М.Г., Габелая И.В. Санкт-Петербург, 2015 г. 

Баярмагнай Мунхзаяа. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в детском саду. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Кафедра педагогики и психологии высшей школы ННОУ «Московский гуманитарный университет». Москва, 2018г.

Навигатор для работы с детьми с опытом миграции. Сборник статей под редакцией Н. Бысик. МОСКВА-БЕРЛИН-ПАРИЖ, 2019.

Социокультурная адаптация и интеграция воспитанников дошкольных образовательных организаций из семей мигрантов. Сборник эффективных педагогических практик работников дошкольных образовательных организаций / Автор-сост. О.Д. Смирнова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. 7 3 с.

Касенова Н. Н. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях : учебно-методическое пособие / Н. Н. Касенова, О. В. Мусатова, Г. К. Джурабаева [и др] ; М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т, Новосиб. регион. общ. орг. «Узбекско-русский национально-культурный центр». – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – 198 с.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. Пер. с немецкого К.Д. Цивиной.  — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991 г. — 511 с.: ил. (Этнографическая библиотека).

Малые этнические и этнографические группы. Сборник статей, посвященный 80-летию со дня рождения профессора Р. Ф. Итса/Под ред. В.А. Козьмина. — СПб.: Новая Альтернативная Полиграфия, 2008. — 356 с., 2 ч б л. ил. (Истрическая этнография. Вып. 3)

Народы России. Атлас культур и религий/ отв. ред. А.В. Журавский, О.Е. Козьмина, В.А. Тишков. 2 -е издание, исправленное и дополненное. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография» 2009,  — 420 с.; ил, карт.

Русская культура

Фаминцын А. С. Божества древних славян/ Сост. и отв. ред. О. А. Платонов, предисл. Е. А. Окладникова. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 736 с.

Терещенко А. В. Быт русского народа: В 2 т. Т. 1 Ч. I–III // Сост. А. В. Фроловой /Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — Т. I. — 944 с.

Терещенко А. В. Быт русского народа: В 2 т. Т. 2. Ч. IV–VII // Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — Т. II. — 864 с.

В. В. Долгов. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней/ Учебное пособие для поступающих в вузы и студентов// Отв. редактор В. В. Пузанов. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. 196 с.: илл.

А.В. Тонконогов. Россияне как политический суперэтнос.

Сайты

Русская национальная культура

Всероссийский медиапроект «Российская нация»

Национальная культура

Духовная культура

Серия книг «Русская этнография» — 13 книг

Образовательный культурно — просветительский журнал «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике». Выпуск №1 (30) январь — март 2023 г. (скачать по ссылке)
стр. 43 Булгакова М. Г. Толерантность, знание мировых религий и российская гражданская идентичность: в Прибайкалье стартовал этнокультурный просветительский проект «С чего начинается Родина?»   
стр. 45 Гибанова В. В. Общеобразовательные организации страны представят на конкурсе лучшие практики социализации обучающихся
стр. 47 Жигачева Л. В. Сотрудники института исследуют, как в школах региона формируют поликультурные компетенции и культуру межнационального общения

Образовательный культурно — просветительский журнал «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике». Выпуск №3 (32) июль сентябрь 2023 г (скачать по ссылке)
стр. 46 Бердникова Н. Б. Просветительский ресурс «Мы – Россия!» – составляющая проекта «С чего начинается Родина?»

Информация о мероприятиях в партнерских СМИ 

Сайт ИВКО

https://ivko38.ru/index.php/80-novosti/460-shkola-kazachej-kultury-proshla-v-angarske

Ангарский округ

https://liveangarsk.ru/news/20230405/pedagogi-kazach

Телеграмм-канал

https://t.me/liveangarsk/23085

Активист

https://aktistv.ru/2023/04/04/v-angarske-obsuzhdayut-voprosy-sohraneniya-i-razvitiya-kultury-kazachestva.html

Новости Ангарск

https://103news.com/angarsk/346201796/

Ангарский портал новостей

https://правозащита38.рф/shkola-kazachej-kultury-proshla-v-angarske/

МБОУ ООШ 21 Ангарск

http://ангшкола21.рф/kazachestvo

Сайт ИВКО

https://ivko38.ru/index.php/80-novosti/466-mezhregionalnaya-obrazovatelnaya-stazhirovka-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-na-traditsiyakh-russkoj-narodnoj-kultury

АНО Центр повышения квалификации и переподготовки

https://educenter.tilda.ws/tpost/td8bdhs821-prosvetitelskie-meropriyatiya-proekta-sh