Языковая адаптация несовершеннолетних иностранных граждан

21 ноября 2023 года

       

 

12.00-13.00

Прибытие и регистрация участников

 

ГАУ ДПО ИРО, г. Иркутск

13.00-13.10

Ауд. 218

Мотивационный тренинг «Радуга настроений»

Муратова Анастасия Михайловна, методист сектора развития проектов и программ гражданско-патриотической направленности центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО

13.10-14.00

Ауд. 218

Проблемы обучения иностранным языкам

в зеркале лингвистической теории

Лекция посвящена осмыслению тех проблем, которые возникают при усвоении неродного языка «под давлением» родного.

Основная задача лекции – показать, что трудности, с которыми сталкиваются дети-инофоны и дети-билингвы, в значительной степени обусловлены различиями в устройстве языковых систем родного и русского языков.

На лекции будет дан краткий очерк типологической классификации языков мира; будут раскрыты основные фонетические и грамматические особенности ряда языков, являющихся родными для детей, которые изучают русский язык в Иркутской области (на фоне соотносительных явлений русского языка); охарактеризован феномен интерференции и сделан анализ типичных интерференционных ошибок.

 

Спикер: Ташлыкова Марина Борисовна, директор ИФИЯМ ИГУ, зав. кафедрой русского языка и общего языкознания, канд. филол. наук, доцент

Модератор: Жигачева Лариса Васильевна, заведующий сектором РППГПН центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО

 

14.00-14.45

Ауд. 218

Преподавание русского языка как неродного: опыт и перспективы

В ходе занятия будут представлены наиболее значительные достижения русистов, работающих в области преподавания русского языка как неродного и как иностранного; рассмотрены онлайн-ресурсы, учебно-методические комплексы и пособия, образцы тестов и т. д. Будет предложен анализ ресурсов, доступных на портале «Образование на русском» Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина (образцы тестов, онлайн-курсы, вебинары, онлайн-лекции, онлайн-уроки).

Будут изучены возможности, предоставляемые Национальным корпусом русского языка (в частности, такими его разделами, как обучающий корпус, портрет слова, упражнения, созданные на основе текстов корпуса), а также методические материалы и руководство пользователя.

Корпус – это инструмент, с помощью которого можно формировать и развивать:

·         исследовательские навыки;

·         функциональную грамотность;

·         интерес к языку;

·         представление об истории языка;

·         культуру использования справочных ресурсов;

·         умение анализировать контекст;

·         понимание особенностей жизни слова                              в художественном тексте.

 

Спикер: Ташлыкова Марина Борисовна, директор ИФИЯМ ИГУ, зав. кафедрой русского языка и общего языкознания, канд. филол. наук, доцент

Модератор: Муратова Анастасия Михайловна, методист РППГПН центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО

14.45-15.00

Перерыв

15.00-16.45

Ауд. 218

Специфика методической работы, связанной с обучением русскому языку как неродному

       На лекции будут рассмотрены принципы методики преподавания русского языка как иностранного и русского языка как неродного; коммуникативно-деятельностный подход как ведущее направление при обучении языкам; общие рекомендации для адаптации заданий из учебников для начальной школы.

       Будут предложены разбор упражнений для предупреждения и корректировки интерференционных ошибок; проблемных участков русской фонетической и грамматической систем; упражнений для формирования навыка осмысленного использования лексических единиц и расширения словарного запаса; заданий, ориентированных на формирование лингвокультурологической компетенции детей-билингвов и инофонов;         адаптация упражнений из школьных учебников и разработка заданий и комментариев к ним для детей-билингвов и инофонов

 

Спикер: Мамедов Ахмед Алипашевич, декан факультета теоретической и прикладной филологии ИФИЯМ ИГУ, доцент кафедры русского языка и общего языкознания, канд. филол. наук

Модератор: Жигачева Лариса Васильевна, заведующий сектором РППГПН центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО

16.45-17.00

Подведение итогов «Рефлексивные облака»