Служба школьной медиации

Медиация — процедура, в ходе которой стороны конфликта ищут устраивающее всех решение при помощи медиатора. Медиатор не принимает решения ни за какую сторону, он только организует процесс переговоров, в ходе которого стороны конфликта могут обсудить претензии друг к другу, обнаружить недостающую информацию, выработать список общих вопросов, подлежащих разрешению и договориться.

Конфликт в школе всегда имеет позитивный исход и пользу для всех участников, если он регулируется и направляется по продуктивному пути. Школьная медиация направлена именно на помощь в достижении продуктивных решений.
Чем больше школьный коллектив, тем больше потенциальных столкновений интересов может возникать среди участников образовательных отношений. Поэтому служба школьной медиации — необходимый элемент в учебном процессе.

Служба школьной медиации — это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников данного учреждения, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Медиация в школе позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того,  медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

Чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению.

Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. И благодаря медиации можно снизить количество деструктивных последствий конфликтных ситуаций. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности служб школьной медиации
Материалы с фестиваля служб школьной медиации