Некоторые рекомендации, которые помогут в период дистанционного образования

Составлено Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области

1. Сохраняйте спокойствие и постарайтесь снизить собственный уровень стресса. Если вы находитесь в стрессе, то это неизбежно повлияет и на вашего ребенка. Стресс – худший враг эффективного обучения.

2. Попросите и при необходимости помогите ребенку поставить цели учебного дня: что он планирует сделать, какая помощь может ему в этом потребоваться. Сформулированные и записанные задачи помогут ребенку лучше управлять своей учебой.

3. Обсудите с ребенком его учебные планы и правила, объясните, что следовать им сейчас особенно важно, потому что ситуация непривычна и для результативного обучения нужны конкретные условия. Обсудите, какой способ обучения, по мнению ребенка, подходит ему больше всего, а также предложите собственные варианты (например, тихое помещение, ведение заметок, обсуждения с одноклассниками или родителями, объяснение самому себе вслух и т. п.). При необходимости попросите совета у учителя.

4. Общайтесь с ребенком скорее больше, чем меньше. Спрашивайте у него, как прошел учебный день, как он выполнял задания, что нового узнал, что ему помогло больше всего. Ребенку можно помочь, попросив его описать то, что он делал, обосновать свои действия и дать оценку собственным результатам.

5. Попросите ребенка обдумать выученное, описать его своими словами самому себе или вкратце записать. Это хороший метод для закрепления пройденного, который пригодится при самостоятельном обучении и в будущем.

6. Начиная с седьмого класса для поддержания мотивации учащимся следует позволить большую свободу выбора. Если школьная организация обучения это позволяет, дайте ребенку возможность самому выбрать, когда и каким образом он будет выполнять учебные задания.

7. Хвалите ребенка не только за результаты, но и за приложенные усилия. Так вы поддержите его веру в себя.

8. Один из самых эффективных методов обучения – это самому учить других. Позвольте ребенку каждый вечер учить вас чему-то новому и хвалите его за это.

Это совершенно нормально, когда школьные занятия изначально кажутся трудными. Это не означает, что ты не можешь справиться с дистанционным обучением, – поначалу это трудно для многих детей, а также для учителей и родителей! Учёба должна быть небольшим усердием. Если тебе в начале немного сложно и в учёбе приходится прилагать усилия, следовательно, обучение действует – ты становишься умнее!

Не торопись, читай тексты несколько раз. Хороший прием – это читать тексты или задания вслух и громко. Тогда ты сможешь лучше понять и легче запомнить содержимое.

Составь для себя распорядок дня и постарайся его соблюдать. Распорядок дня должен начинаться со своевременного пробуждения и заканчиваться своевременным отходом ко сну. Время обучения может чередоваться с отдыхом, едой и передвижением. Не думай, что лучше выполнять все школьные задания подряд, а потом есть, отдыхать или двигаться! Движение даст тебе новую энергию, поможет тебе сосредоточить свои мысли и позволит лучше запомнить всё то, что было выучено ранее. Важно правильно питаться три раза в день, а между тем также перекусывать (например, яблоком или другими фруктами).

Не откладывай учёбу на потом, а делай это в запланированное в своём распорядке дня время. Сначала выполняй более сложные задания. Нашему мозгу легче всего учиться по утрам, после длительного отдыха. В дальнейшем день проходит приятнее, когда более сложные вещи сделаны.

Обращайся за помощью к своему учителю. Ни один ученик не должен бояться сообщать своему учителю, если какое-то задание является трудным или непонятным. Работа учителя – помогать и поддерживать детей в их обучении! Поэтому смело отправляй сообщение учителю по согласованному в вашем классе каналу связи и проси о помощи. Не бойся писать учителю, даже если тебе требуется больше времени, чем планировалось, чтобы представить свою работу. Договорись с учителем, когда будешь готов представить работу.

Сообщи учителю, как у тебя дела. Учитель также сейчас находится в совершенно новой ситуации. Он не может сразу верно оценить, являются ли его задания во время дистанционного обучения выполнимыми, слишком легкими или слишком сложными. Помоги учителю, дай ему обратную связь.

Если ты устал от учёбы, сделай небольшой перерыв. Но, если ты при выполнении заданий используешь экран компьютера или других гаджетов, во время перерыва за экраном лучше не находиться. Вместо этого дай отдохнуть своим глазам: посмотри в окно, поиграй во что-нибудь, поиграй с домашним животным, проветри комнату. Также хороша небольшая растяжка, потому что сидение в одном положении за столом утомляет. Делай гимнастику и упражнения на растяжку.

Будь добрым к своим братьям и сёстрам. Постоянное пребывание дома может вызывать ссоры. Старайся быть дружелюбным и добрым.

Позвони своей бабушке, дедушке и друзьям, но не встречайся с ними. Нам всем сейчас трудно, мы не можем покинуть дом, навестить бабушку с дедушкой или побыть с друзьями. Сейчас очень важно держаться самим по себе. Даже если ты думаешь, что твой друг здоров и ты здоров, вы можете заразить друг друга коронавирусом. Некоторые люди могут иметь коронавирус и не знать об этом – температура и кашель ещё не появились или могут не появиться вовсе. К счастью, сегодня есть много способов связаться с друзьями, бабушками и дедушками: телефон, мессенджер и многое другое. Поговори с ними, о чём думаешь, что чувствуешь, чего боишься, как справляешься с дистанционным обучением, чем занимаешься дома в свободное время.

Когда дома станет скучно, подумай о том, что тебе всегда хотелось сделать? Хотелось прочитать больше книг? Читай сейчас! Может быть, ты хотел попробовать заняться искусством или музыкой? Сейчас самое время! Может быть, хочется потренироваться и стать сильнее – в Интернете есть множество видеороликов для тренировок. Находить общие занятия с семьей всегда полезно. Если мама, или папа, или брат, или сестра не придумали занятия и тебе скучно, предложи сам что-нибудь интересное

Награди себя за успешную учебу или соблюдение распорядка дня, особенно в пятницу за успешное окончание недели – ты прекрасно справился с дистанционным обучением! Наградой может быть небольшое угощение, хороший фильм или что-то ещё, о чём ты можешь договориться с родителями.

Воздержитесь от цифрового оценивания. Внимание следует уделять не столько цифровому оцениванию, сколько организации учебного процесса и привыканию к новой ситуации. Использование словесного, формирующего оценивания вместо привычного цифрового оценивания для учеников является более подходящим и мотивирующим способом предоставления обратной связи.

Важно проанализировать, в каком объеме даются задания и какой временной промежуток назначается для их исполнения. Несомненно, не следует давать ученикам задания, которые нужно выполнить на время или к конкретному времени. Не все ученики находятся в равных условиях: количество цифровых устройств и число их пользователей в разных семьях разное. Важно систематизировать получение обратной связи от учеников и их родителей и найти возможность учитывать их замечания и предложения в учебной работе.

Важен также момент сотрудничества между учителями, чтобы ученики получали задания, которые всесторонне развивают.

Уделите себе время для того, чтобы найти наиболее подходящие средства обучения, решения и каналы для обмена информацией.

Систематизируйте получение обратной связи от учеников и их родителей и найдите возможность учитывать ее в дальнейшей работе.

Помогите ученикам создать систему того, где находить задания, в каком порядке их выполнять и как сдавать.

Договоритесь с родителями о каналах и временных промежутках для обмена информацией.

Для выполнения заданий давайте ученикам скорее больше времени, чем может потребоваться.

Постарайтесь запланировать порядок дачи заданий таким образом, чтобы родители успевали ознакомиться с заданиями на день до того, как они уйдут на работу, и со своей стороны могли поспособствовать их выполнению и поддержать детей даже дистанционно.

При необходимости рассмотрите возможность организовать учебную работу в младших классах недельными циклами.

Приучайте детей ставить себе конкретные учебные цели на день.

Интересуйтесь, к каким способам прибегают дети для выполнения заданий и поощряйте обмен опытом между учениками.

Ученики, учебные привычки, способности к самостоятельному обучению и возможности родителей участвовать в учебной деятельности очень разные – учитывайте это при постановке учебных задач.

Как минимум в первые недели следует воздержаться от цифрового оценивания. Уделите внимание привыканию к новой ситуации и попробуйте разные варианты учебной работы и ее организации, дайте себе время на то, чтобы определиться с предпочтениями.

Формирующее оценивание в нынешней ситуации является лучшим способом для предоставления обратной связи и мотивации учащихся.

Вместо оценивания предложите детям возможность для закрепления пройденного делать тесты, за которые не ставятся оценки.

Хвалите детей за приложенные усилия, а не за результаты!

Подумайте, как вы можете компенсировать детям недостаток общения (например, раз в неделю можно организовать классное собрание при помощи видео, где дети могут пообщаться между собой).

Организуйте дни обучения без использования экранов!

Сохраняйте спокойствие!

Поддерживайте учителей и координируйте их действия, чтобы вместе найти лучшие решения!

Определите круг цифровых сред и средств, которые используются в вашей школе.

Постарайтесь свести количество и разнообразие используемых цифровых сред к минимуму, вместо осваивания большого количества нового сосредоточьтесь на более широком и качественном использовании знакомых программ и приложений.