Межрегиональная практическая конференция «Краеведение как средство формирования гражданственности» 13 ноября 2024 г
Межрегиональная практическая конференция «Краеведение как средство формирования гражданственности» состоялась 13 ноября 2024 года.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО О КОНФЕРЕНЦИИ
Основой нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи является знание и понимание истории, богатого культурного наследия и уникальности своего родного края. Сегодня краеведение находится на стыке разных наук – истории, обществознания, экономики, социологии. Эта коллаборация общественного движения и наук в целях освоения и сохранения культурного наследия призвана послужить воспитанию гражданской ответственности каждого жителя региона и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Краеведческая работа является актуальным направлением современного образования, способствующим активному вовлечению в нее сегодняшних обучающихся. В то же время краеведческая работа для публичных библиотек – одно из самых традиционных направлений деятельности. Библиотеки Иркутской области являются хранителями ценнейших исторических коллекций, конкуренцию которым могут составить только архивы. Научить школьников работать с этим массивом информации, понимать его ценность, пробудить в них интерес к истории малой родины и гордость за нее, позволить им увидеть свою роль в будущем родного края – задачи, стоящие перед сотрудниками общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, публичных библиотек, музеев.
Цель конференции: обсуждение и осмысление роли исторического краеведения в гражданском и патриотическом воспитании обучающихся, обмен положительным опытом популяризации исторического краеведения среди школьников.
Участникам конференции в рамках докладов предлагалось обсудить следующие вопросы:
1. «Формирование исторической памяти на основе краеведческого материала».
2. «Локальная история[1] территорий Иркутской области и других регионов РФ в школьной краеведческой деятельности»:
- люди и судьбы: наши земляки;
- воинские судьбы и подвиги родных и земляков;
- сохранение исторической памяти и преемственности поколений;
- история моей семьи;
- история школы как локальная история;
- топонимика родного края как объект культурного наследия;
- проектирование экскурсионных маршрутов, квестов, игр и других форм работы в среде проживания;
- другое.
3. «Социально ориентированные проекты и личные инициативы школьников в области краеведения».
4. «Электронные историко-краеведческие ресурсы как результат краеведческой деятельности обучающихся».
5. «Краеведческая деятельность библиотек, ИБЦ и музеев организаций общего, среднего профессионального и дополнительного образования».
6. «Совместная краеведческая деятельность образовательных организаций, учреждений культуры, общественных краеведческих обществ и организаций».
9. «Формирование коммуникационной культуры и здорового образа жизни обучающихся в ходе краеведческой деятельности».
10. «Реализация краеведческого компонента в урочной и внеурочной деятельности».
11. «Краеведческая деятельность в организациях дошкольного образования».
12. «Проектирование программ воспитания. Педагогика детского краеведения».
Конференция проводится в режиме ВКС на платформе «Сферум».
13 ноября 2024 года состоялась межрегиональная практическая конференция «Краеведение как средство формирования гражданственности».
Открыла конференцию Бердникова Н.Б., руководитель ИБЦ ГАУ ДПО ИРО, с выступлением о краеведческих инициативах ГАУ ДПО ИРО и его партнеров. Брянская Н.Л., доцент кафедры отечественной истории Института культуры, социальных коммуникаций и информационных технологий БГУ, к.ист.н., в своем докладе обозначила изменения в парадигме школьного краеведения, а именно усиление внимания к объектам локальной истории (локальная история – практика историописания, имеющая целью конструирование местной исторической памяти; описание истории определенного места-локуса). В своем выступлении она неоднократно отмечала актуальность и эффективность реализованного в 2021-2023 гг. партнерского краеведческого проекта «Школа локальных историй» (совместный проект ГАУ ДПО ИРО и ИОГУНБ им. И.И. Молчанова-Сибирского), а также важность проведения конкурсов краеведческих проектов, приводя как пример конкурс ГАУ ДПО ИРО «Мозаика локальных историй». Продолжил пленарное заседание Попов И.С., ведущий методист научно-методического отдела ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского, который рассказал о новых краеведческих инициативах и проектах библиотеки и обозначил возможные формы эффективного сотрудничества школьных краеведческих объединений и «Молчановки». Он отметил важность публикации результатов краеведческой исследовательской деятельности не только на информационных ресурсах образовательных организаций, но и в электронной библиотеке «Хроники Приангарья» Хроники Приангарья — Краеведение ИОГУНБ.
В ходе пленарного заседания представили опыт краеведческой деятельности Саутин Р.А., советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, ГАПОУ ИО «Братский профессиональный техникум»; команда педагогов из МБУДО «Музей Победы» г. Ангарск; педагоги МКОУ «Ключи-Булакская СОШ» Братского района Иркутской областиШарапова М.Е, Казанцева Е.Г, Пушкина М.С.; Пахоменкова М.Г, зав. библиотекой ГАПОУ ИО «Ангарский индустриальный техникум».
Бизикова Т.А., учитель начальных классов МАОУ г. Иркутска СОШ №69, рассказала о краеведческом компоненте авторского курса внеурочной деятельности «Школа Сибирячка» Асламовой С.Н., Бизиковой Т.А., а также об инициативах коллектива школы по популяризации исторического краеведения.
Особый интерес вызвало выступление Евдокимовой Ю.С., учителя английского языка, педагога дополнительного образования МОУ Большееланская СОШ Усольского района Иркутской области. Юлия Сергеевна поделилась опытом реализации социокультурной практики «Цифровое краеведение», цель которой -объединение усилий и ресурсов учреждений культуры (библиотек), музейной комнаты и центра гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста» для формирования духовно-нравственной и гражданско-патриотической позиции учащихся путем вовлечения их в волонтерскую деятельность по сохранению и популяризации исторического наследия региона.
Во время работы секций «Школьные библиотеки и музеи: сохраняя историческую память», «Краеведение в ДОУ» «Методы и формы краеведческой работы» обсуждалась краеведческая деятельность библиотек, ИБЦ и музеев организаций общего, среднего профессионального и дополнительного образования педагогические практики реализации социально ориентированных проектов и личных инициатив школьников в области краеведения, особенности создания электронных историко-краеведческих ресурсов как результат краеведческой деятельности обучающихся, реализация краеведческого компонента в урочной и внеурочной деятельности.
В работе конференции приняли участие 240 педагогов дошкольного, общего и дополнительного образования, сотрудников школьных библиотек и информационно-библиотечных центров, органов управления образованием, методических служб из Забайкальского, Краснодарского, Пермского краев, Омской, Псковской, Пензенской областей и 35 муниципальных образований Иркутской области.
Конференция проводилась в режиме ВКС на платформе «Сферум».
[1] Локальная история (local history – местная история) – практика историописания, имеющая целью конструирование местной исторической памяти; описание истории определенного места-локуса (чаще всего места, где живет автор исторического сочинения), которым может выступать как незначительное по величине пространство (деревня, город), так и большее по размерам (графство, округ, провинция, губерния, область, край).