О новом учебном пособии для общеобразовательных организаций «Основы энергосбережения и экологической безопасности»
Уважаемые коллеги!
В 2020 году АО «Издательство «Просвещение» совместно с Фондом содействия реформированию Ж КХ выпустило новое учебное пособие для общеобразовательных организаций «Основы энергосбережения и экологической безопасности». Изучение предлагаемого курса направлено на развитие знаний школьников о жизни в современном городе и рациональном и экономном расходовании таких основополагающих благ, как электроэнергия, вода, тепло и газ.
Выбор учебных материалов — это важнейший этап в работе любого педагога. Мы уверены, что успех образовательного курса во многом зависит от пособия, которое наиболее полно соответствует профессиональным убеждениям учителя, запросам и возможностям учащихся, а также требованиям программы.
Курс предназначен для проведения информационно-просветительских и профориентационных мероприятий среди учащихся общеобразовательных организаций в рамках внеурочной деятельности и направлен на получение практических знаний для безопасной и комфортной жизни в современном городе.
Материалы курса позволят в простой, доступной форме ознакомить учащихся с современными технологиями энергосбережения, способами экономии потребляемых коммунальных ресурсов в повседневной жизни и обучить навыкам экологического поведения.
В целях информирования образовательных организаций о создании нового учебного пособия АО «Издательство «Просвещение» готово предоставить рабочую программу курса «Основы энергосбережения и экологической безопасности», а также выслать учебное пособие для ознакомления учителями.
Более подробную информацию об учебном пособии можно получить, написав на электронный адрес ieka@nrosv.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1: Общая характеристика курса.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2: Содержание курса.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3: планируемые результаты освоения элективного курса
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Предлагаемый курс посвящён рассмотрению таких тем, как организация комфортного и безопасного проживания в своей квартире, многоквартирном доме и городе.
Данный курс связан содержательно с курсами физики, химии, математики основной школы, т. е. содержание курса носит интегрированный характер. Изучение предлагаемого курса направлено на углубление и обобщение знаний школьников о сфере жилищно-коммунального хозяйства и экологически безопасной жизни в городской среде.
Многие вопросы ведения Ж КХ, энергосбережения и экологической культуры рассматриваются на уроках физики, химии, биологии и экологии в предметных учебниках, однако целостной картины ведения домашнего хозяйства и взаимодействия со сферой Ж КХ нет. Некоторые вопросы экологической безопасности совсем не рассматриваются в школьной программе.
В предлагаемом курсе в той или иной степени затрагиваются следующие специфические и необходимые аспекты сферы ЖКХ: • инженерно-технические системы квартиры и многоквартирного дома; • услуги, предоставляемые сферой Ж КХ, и их оплата; • устройства и приборы, необходимые для учёта услуг и ресурсов Ж КХ; ■ экологическая составляющая городской жизни; • возможности для энергосбережения.
Разделы курса посвящены основным элементам жизнеобеспечения в городской среде.
Рассмотрены различные вопросы водоснабжения, вентиляции воздуха и электроснабжения многоквартирных домов. Проанализирована организация контроля и учёта услуг Ж КХ, основные направления энергосберегающих технологий и мероприятий на объектах ЖКХ.
Разобраны коммунальные платежи и тарифы, рассказано о том, как сэкономить на наиболее важных статьях коммунальных услуг путём утепления дома и квартиры, установки приборов учёта электро-, водо- и теплоснабжения.
Особое внимание уделено организации и обслуживанию инженерных систем многоквартирного дома.
Цель курса: познакомить учащихся с современными технологиями энергосбережения, способами экономии в повседневной жизни потребляемых коммунальных ресурсов и обучить навыкам экологического поведения.
Задачи курса:
— развитие естественно научного мировоззрения учащихся; — развитие приёмов умственной деятельности, познавательных интересов, склонностей и способностей учащихся;
— развитие внутренней мотивации учения, формирование потребности в получении новых знаний и применение их на практике; — расширение, углубление и обобщение знаний по основам энергосбережения и экологической
безопасности;
— использование межпредметных связей изучаемого курса с физикой, химией, математикой, биологией, историей, экологией, рассмотрение значения курса для успешного освоения смежных дисциплин;
— профессиональная ориентация школьников; — рассмотрение связи энергосбережения и экологической безопасности с жизнью с важнейшими сферами деятельности человека; — развитие у учащихся умения самостоятельно работать с дополнительной литературой и другими средствами информации;
— формирование у учащихся умений анализировать, сопоставлять, применять теоретические знания на практике;
— формирование умений по решению экспериментальных и теоретических задач.
Основные идеи курса; — ценность здорового и безопасного образа жизни; — основы экологической культуры; — взаимосвязь науки и практики; — взаимосвязь человека и окружающей среды.
Учебно-методическое обеспечение курса включает учебное пособие для учащихся, обучающую компьютерную игру «ЖЭКА» (http://igra-jeka.ru/), обучающий интернет-сервис для создания анимации «ЖЭКА-МУЛЬТ» (https://mult.igra-jeka.ru/), документальный фильм «Человечество: выживание в X X I веке», который размещен на сайте http://media.fondgkh .ru/?cat=26.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I. КВАРТИРА
— Водоснабжение и микроклимат в квартире: качество воды, давление воды, приборы учёта воды, температура, вентиляция, кондиционирование. — Электроснабжение в квартире: особенности работы современных электронных устройств, приборы учёта электричества, энергопотребление бытовых приборов и энергосбережение. — Оплата услуг Ж КХ: проверка баланса коммунальных платежей, разделы коммунальных платежей.
~ Экономия в быту газа, электричества и воды. Хранение вещей в квартире. Элементы дискомфорта: пыль, шум, насекомые в доме.
Раздел II. МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ
— Архитектурные стили домов. Элементы дома. — Управление многоквартирным домом: общедомовые собрания собственников, общедомовое имущество, жилищные и коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт. — Инженерные коммуникации в доме: водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение и канализация, газоснабжение, энергоснабжение, лифтовое хозяйство, слаботочные системы, молниезащита здания.
— Помощь при коммунальной аварии. Пожарная безопасность. Нарушение прав в сфере ЖКХ.
Устройства для маломобильных групп населения. Энергосбережение: энергоэффективность многоквартирного дома, умный дом. — Дом образцового содержания.
Раздел III. КВАРТАЛ
— Благоустройство придомовой территории: сезонная уборка, паспорт благоустройства. — Места отдыха во дворе: детские площадки, спортивные зоны, зоны для выгула собак. — Социальная инфраструктура. — Парковки: платная придомовая парковка, правила огораживания территории для парковки. — Добрососедство. Контроль в сфере ЖКХ.
Раздел IV. ГОРОД
— Урбанистика: инфраструктура города, зоны города. Экология города: экологический мониторинг, озеленение территорий. Проблемы отходов и их утилизации в городе. Умный город: города будущего, энергетика и ресурсы, самообеспечение продовольствием. Профессии в сфере Ж КХ: устаревшие профессии, современные профессии, профессии будущего. Города- побратимы
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
В результате изучения курса на уровне основного общего образования у учащихся будут сформированы следующие предметные результаты: учащийся научится:
— раскрывать на примерах роль жилищно-коммунального хозяйства в формировании городской среды, комфортной для жизни; объяснять и анализировать роль водоснабжения, электроснабжения и систем кондиционирования в практической деятельности людей; — понимать и объяснять назначения коммунальных платежей и стоимости коммунальных услуг; — владеть приёмами и способами комфортабельного обустройства жилища и энергосбережения; — понимать и объяснять назначение систем инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома;
— понимать принципы устройства жилого дома и современные подходы к управлению многоквартирным домом;
— решать практико-ориентированные качественные и расчётные задачи с опорой на материал курса;
— объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
— владеть приёмами действия в аварийных ситуациях и коммунальных авариях, разрешать проблему на основе имеющихся знаний; — понимать значение благоустройства городских территорий и развития инфраструктуры; — понимать структуру управления и контроля жилищно-коммунальным хозяйством; — объяснять устройство городского хозяйства и возможности его развития с научной точки зрения;
— понимать значение профессий в сфере Ж КХ и их развитие в будущем; учащийся получит возможность научиться: — описывать и анализировать полученную информацию по услугам ЖКХ, определять её достоверность;
— определять и объяснять показания различных приборов учёта коммунальных ресурсов; — проводить оценку качества оказываемых услуг в сфере ЖКХ; — прогнозировать и моделировать развитие ситуаций в сфере Ж КХ; — разрабатывать проекты, помогающие улучшить качество жизни в современном городе; — формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;
— усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной задачей.