Вариативный модуль "Дистанционные образовательные технологии"

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В условиях экстренного перехода образовательных организаций в режим дистанционного обучения педагоги столкнулись с различными факторами, препятствующими эффективной организации такого обучения с использованием цифровых технологий. Безусловно, часть этих факторов носит абсолютно объективный характер, часть, стоит признать, — субъективный.

О ЧЕМ ЭТОТ МОДУЛЬ?

За 2020 год ГАУ ДПО ИРО проведено значительное количество вебинаров, конференций и исследований, на которых обсуждались вопросы сложившейся ситуации. Мы обобщили полученную информацию этих мероприятий и выявили наиболее проблемные вопросы, которые являются актуальными для большинства педагогов. Среди основных выявленных проблем — падение мотивации к обучению, неэффективное использование современных цифровых технологий, сложности в работе с родителями.

В системе образования имеют место быть практики применения цифровых технологий, диаметрально противоположные по качеству: полное отсутствие “цифры” и чрезмерное увлечение ею в ущерб важнейшим принципам дидактики при прочих равных условиях. К сожалению, не всегда применение цифровых технологий, в том числе при дистанционном обучении приводит к высоким значениям качества образования. Одной из причин этого является сформированное вокруг возможностей «цифры» смысловое пространство, которое очень часто вводит обывателя в заблуждение, наделяя ее свойствами субъектности. В связи с этим подсознательно человеком могут ставиться в более низкий приоритет важные управленческие и педагогические компетенции, связанные с обратной связью, выстраиванием индивидуальных образовательных маршрутов, принятием решений. 

Взглянем на этот вопрос с точки зрения нормативно-правового обеспечения применения дистанционных образовательных технологий, которые декларируют следующее:

  1. Современные стратегические документы в Российской Федерации не ставят перед собой целью замену традиционных способов и каналов взаимодействия граждан, в том числе в системе образования.
  2. «Дистанционные образовательные технологии» — это не синоним понятия «электронное обучение».
  3. Концептуальное обоснование применения цифровых технологий в контексте дистанционных образовательных технологий не отличается от обоснования внедрения цифровых образовательных технологий в целом для системы образования.

Важно понимать, что дистанционные образовательные технологии — это в большей степени описание фактора удаленности субъектов образования, в то же время, применение цифровых технологий при таком обучении не исключает, но, как ни странно, усиливает важность наличия учителя-тьютора, учителя-наставника в образовательном процессе. Учитывая данное понимание текущей ситуации важно осознавать цель и задачи внедрения цифровых технологий в экономику государства в целом и в систему образования в частности как системообразующую с точки зрения кадрового обеспечения.

«Конкурентным преимуществом на мировом рынке обладают государства, отрасли экономики которых основываются на технологиях анализа больших объемов данных»

― из Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации

При этом очевидным является, что в условиях высокой динамики развития экономики в приоритет при работе с цифровыми технологиями ставятся не столько узконаправленные навыки и умения (например, умения работы в САПР, с базами данных, программирования и т.п.), сколько их интеграция с личностными качествами, обеспечивающими эффективность применения в различных обстоятельствах и условиях, которые невозможно, либо крайне сложно развить уже в зрелом возрасте.

Важно иметь ввиду и еще одну задачу: формирование у граждан информационной грамотности, особенно медийной, включающей, в частности, и навыки критического анализа информации (“Педагогические аспекты формирования информационной и медийной грамотности”, ЮНЕСКО 2012 г.). Эта задача крайне важная в современных условиях глобализации, когда на сознание населения, активно использующего трансграничные сервисы и источники информации, может воздействовать любой участник информационного пространства. 

Рамочное нормативно-правовое обеспечение

Каким образом в современных стратегических документов отражены концептуальные идеи в вопросах применения цифровых образовательных технологий в целом и дистанционных цифровых образовательных технологий в частности стоят перед системой образования — поговорим немного в данном видео.

 

Дополнительные материалы:

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.

Указ о национальных целях до 2030 г.

Закон об образовании в Российской Федерации

Федеральный государственный образовательный стандарт (НОО, ООО, СОО)

Задание для самоконтроля

В этом модуле Вам будет предложено выполнить несколько заданий на самопроверку. Изучите формулировку задания перед началом. Для удобства Вы можете нажать на кнопку «во весь экран» вверху карточки с заданием.

Кнопка «Во весь экран» здесь ↓

В данном контексте важно помнить, что цифровые технологии — это лишь помощник педагога, они имеют смысл лишь в руках мастера своего дела. Формы проведения учебных занятий в «дистанте» иногда демонстрируют частичное, либо полное отсутствие сохранения основополагающих принципов педагогической науки при их проведении. В дистанционном обучении важнейшее значение (может даже большее, чем в очном) имеет правильно организованная обратная связь с обучающимися, наличие личности учителя в контексте дидактического материала и за экраном гаджета.

Очень часто педагоги на наших мероприятиях отмечают стремительное падение образовательных результатов, ввиду низкого уровня мотивации обучающихся в «дистанте». Здесь важно понимать, что формирование мотивации — это ответственность, прежде всего, учителя. 

«Человеческая сущность должна преобладать над технологией»

― Альберт Эйнштейн

О мотивации обучающихся

В этом видео вспомним определения понятий «деятельность учения», «учебная деятельность», «мотивация». Осуществим обзор структуры и содержания мотивационной сферы обучающегося, а также способы и методы формирования мотивации учебной деятельности у детей и подростков.

Дополнительные материалы

Задание для самоконтроля

Использование дистанционных технологий в образовательном процессе обучающихся с ОВЗ

В данных видеоматериалах представлены аспекты использования дистанционных технологий в образовательном процессе школьников с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп в контексте реализации действующих санитарных правил и письма министерства Просвещения РФ от 16.11.2020 г. № ГД-2072/03 «О направлении рекомендаций».   

Современный мир цифровых технологий обладает замечательным качеством, которое можно обозначить одним словом «разнообразие». С одной стороны, в руках современного педагога находится мощнейший инструментарий, который можно использовать для повышения эффективности профессиональной деятельности, с другой — не у многих людей сформированы навыки цифровой грамотности, а, скорее сказать, цифрового «чутья», когда важно знать рамочные возможности цифровых технологий и в необходимый момент времени выбрать наиболее подходящий инструмент в конкретной педагогической ситуации. Зачастую этот выбор осложнен и непониманием форматов коммуникации в учебном процессе, что и ведет в конечном счете к неопределенности в выборе инструментов. 

«Цифровой контент разумно использовать только там, где он оправдан. Если какой-нибудь инструмент не полезен школе — он просто не должен использоваться. Современная технология не имеет права быть избыточной: не нужно трех разных систем, нужна одна, удобная и полезная»

― Михаил Эдуардович Кушнир

Некоторые форматы «дистанта»

Предлагаем Вам ознакомиться с фрагментом вебинара, организованного для педагогических работников, который стал стартовым в создании консультационного центра по вопросам организации дистанционного обучения в школах, развернутого на сайте ГАУ ДПО ИРО. В этом видео говорится о некоторых популярных форматах, которые могут быть своего рода базовой основой Вашего опыта работы в «дистанте».

Какие инструменты вам помогут для более качественного проведения урока…

Современные технологии позволяют повысить эффективность преподавания за счет большей визуализации материала, помогают развить личностные качества обучающегося — умение планировать, самодисциплину, чувство ответственности, так же позволяет учесть возможности каждого без исключений.

Мы подобрали для Вас примерный перечень ресурсов, которые возможно использовать на каждом этапе современного онлайн-урока.

Основные этапы урока по ФГОС.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия

Организационный этап

В начале урока важно настроить учеников (и себя) на рабочий лад. 

  • включите камеру и попросите ребят сделать так же, чтобы видеть их лица;
  • проверьте связь: во время трансляций случаются технические неполадки, и от этого никто не застрахован. В начале занятия лучше провести опрос, все ли вас видят и слышат: пусть ученики напишут в чате «+» или «-» в зависимости от качества связи. Такая перекличка заодно вовлечёт детей в коммуникацию;
  • повторите правила поведения в цифровом формате: пока кто-то говорит, у всех остальных отключены микрофоны, а если надо задать вопрос, то лучше предварительно написать в чат — своеобразный вариант поднятой руки;
  • заранее проговорите, как будет проходить занятие, а также каким образом вы собираетесь проводить отработку материала и контроль, как можно будет получить оценку. Объясните, на каком этапе вы будете отвечать на вопросы: по ходу занятия, в конце учебного блока, в конце урока.

Учителя трудно представить без доски. На помощь приходят современные онлайн-доски. Они могут стать и местом планирования, и инструментом объяснения визуализации учебного материала, и способом проведения мозгового штурма. Они хорошо подходят для планирования, обсуждения любых идей, а главное совместной работы с учениками, в том числе во время видеоконференций.

Рисовать на пространстве доски можно разными цветами, выбирать толщину линий, добавлять заметки. Все это легко проделать как с помощью мышки, так и пальцем на планшете или мобильном телефоне.

Вот некоторые из них:

  1. Scribblar
  2. Limnu
  3. Ziteboard
  4. Twiddla
  5. Whiteboard Fox
  6. Miro
  7. Google Jamboard

Мотивация к учебной деятельности учащихся

Этот этап выгоднее всего проводить в режиме вебинара с одним-двумя включением цифрового контента или инструмента, например, виртуальной доски. Иногда для мотивации обучающимся можно демонстрировать действительно интересный для них контент из сети Интернет, например, фрагмент фильма, публикацию в СМИ и т.п. Но не забудьте вместе с детьми затем провести обсуждение не Вашего авторского контента.

Кстати, весь контент, который обучающиеся изучали без Вашего личного участия в дальнейшем необходимо обсуждать и рефлексировать вместе, т.к. случается, что обучающиеся присваивают по итогам изучения такого контента не те смыслы и знания, которые Вы хотели бы донести

Актуализация знаний

Актуализация знаний — один из этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. Также на этапе актуализации знаний контролируются задания, которые вызывают затруднения у учеников. В дистанционном формате в режиме вебинара это будет очень затратно по времени и достаточно неинформативно в форме фронтального опроса. В этот момент желательно провести опрос через какуй-либо инструмент, где дети могут быстро ответить на те вопросы по теме которые уже заранее прописаны и имеют быстрый отклик, учитель сразу видит выполнение и может сделать первичные выводы о качестве выполнения.

Дополнительные материалы

Можно использовать готовые образовательные платформы:

  1. ЯндексУчебник
  2. Якласс
  3. Учи.ру
  4. РЭШ

На этих платформах есть возможность создания класса и выдачи заданий всему классу кликом одной кнопки, так же, что немаловажно, — имеется возможность мгновенной проверки ответов и построения статистики класса о качестве выполнения заданий.

Так же можно на этот этап урока подготовить материалы тестового характера, но авторского наполнения, для этого вы можете использовать возможности таких инструментов:

  1. Google Формы
  2. LearningApps
  3. Kahoot
  4. Quizalize
  5. Оnlinetestpad
  6. Triventy

Первичное усвоение новых знаний

Основная задача этого этапа дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.

Этот этап урока больше демонстрационный и в формате удаленный работы может стать местом где мы можем потерять концентрацию внимания учащихся так как просмотр информации проходит в демонстрационном формате, рекомендуем обязательно озвучивать проблемные моменты воспроизведения изученного, дать вопросы перед просмотром:

  • «обратите внимание…»
  • «проследите…»
  • «выделите….»

Фрагмент должен быть краткий, но содержательный, более подробную версию материала можно предоставить как дополнительный материал для изучения самостоятельно:

Где можно брать готовые материалы:

Пространство интернета безграничны, но материал который будет вам полезен найти не так уж и легко. Возможно найденный Вами материал будет не высокого качества или не той продолжительности, здесь придется прибегнуть к дополнительным манипуляциям обрезке или корректировке.

Не забывайте про соблюдение авторских прав при использовании чужого контента!

Образовательные каналы на Youtube:

  1. Лекции на канале «Карусель»
  2. Учебное видео
  3. Простая наука
  4. Наука детям
  5. Наука 2.0
  6. Наука и Техника
  7. Научпок
  8. Всё как у зверей
  9. Sci-One TV
  10. Sibscience
  11. AsapSCIENCE
  12. GalileoRU
  13. QWERTY
  14. Thoisoi
  15. KhanAcademyRussian
  16. Arzamas

Это уже подготовленные, заранее подобранные материалы для образования, направления разные и интересные, начиная с дошкольного возраста, заканчивая вузовской подготовкой.

Задание для самоконтроля

Про авторский контент

В случае необходимости размещения собственного авторского учебного материала в сети Интернет для предоставления доступа к нему обучающимся возможно использовать многие платформенные решения. Мы предлагаем Вам обратить внимание на популярные в отечественном педагогическом сообществе на некоторые из них.

Core

Бесплатная платформа для дистанционного обучения и работы в классе. Позволяет быстро конструировать интерактивные онлайн-уроки. В вашем распоряжении более 40 типов упражнений проверки знаний для различных предметов (есть интеграция с LearningApps).

Предлагаем Вам ознакомиться с фрагментом межрегиональной конференции «Онлайн-образования: тренды, проблемы и перспективы», организованной центром цифровой трансформации образования ГАУ ДПО ИРО.

Спикер: Антон Сажин «Обзор платформы CORE», основатель платформы CORE

Перейти на платформу

Stepik.org

Российская образовательная платформа и конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков. Позволяет любому зарегистрированному пользователю создавать интерактивные обучающие уроки и онлайн-курсы, используя видео, тексты и разнообразные задачи с автоматической проверкой и моментальной обратной связью.

Предлагаем Вам ознакомиться с фрагментом межрегиональной конференции «Онлайн-образования: тренды, проблемы и перспективы», организованной центром цифровой трансформации образования ГАУ ДПО ИРО.

Спикер: Мария Парамонова, клиент-менеджер Stepik

Перейти на платформу

комментария 2

  1. Матоварова Наталья:

    Добрый вечер. В МБОУ Аларская СОШ мы применяем различные образовательные платформы для дистанционного обучения, такие как : Учи.ру, Российские электронные школы, Дискорд, ЯКласс. На уроках английского языка использовала платформу Classroom Google. Во время проведения вебинаров и конференции используем платформу Zoom. Учащиеся выбрали платформу РЭШ.
    Есть проблемы: слабый Интернет, отсутствие компьютеров.

  2. Быков Александр:

    Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас рассказать о собственном опыте работы в условиях дистанционного обучения. Будет интересно услышать Ваши собственные педагогические идеи и приемы, которые оказались эффективными в Вашей практике.

Добавить комментарий