Вариативный модуль "Дистанционные образовательные технологии"
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В условиях экстренного перехода образовательных организаций в режим дистанционного обучения педагоги столкнулись с различными факторами, препятствующими эффективной организации такого обучения с использованием цифровых технологий. Безусловно, часть этих факторов носит абсолютно объективный характер, часть, стоит признать, — субъективный.
О ЧЕМ ЭТОТ МОДУЛЬ?
За 2020 год ГАУ ДПО ИРО проведено значительное количество вебинаров, конференций и исследований, на которых обсуждались вопросы сложившейся ситуации. Мы обобщили полученную информацию этих мероприятий и выявили наиболее проблемные вопросы, которые являются актуальными для большинства педагогов. Среди основных выявленных проблем — падение мотивации к обучению, неэффективное использование современных цифровых технологий, сложности в работе с родителями.
Методическое обеспечение дистанционного обучения
- Практические рекомендации (советы) для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, общего, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий
- Рекомендации для подростков, их родителей и педагогов, подготовленные Союзом охраны психического здоровья в связи с распространением коронавирусной инфекции
- Методические рекомендации Яндекс.Учебника «Дистанционное обучение в школе»
В системе образования имеют место быть практики применения цифровых технологий, диаметрально противоположные по качеству: полное отсутствие “цифры” и чрезмерное увлечение ею в ущерб важнейшим принципам дидактики при прочих равных условиях. К сожалению, не всегда применение цифровых технологий, в том числе при дистанционном обучении приводит к высоким значениям качества образования. Одной из причин этого является сформированное вокруг возможностей «цифры» смысловое пространство, которое очень часто вводит обывателя в заблуждение, наделяя ее свойствами субъектности. В связи с этим подсознательно человеком могут ставиться в более низкий приоритет важные управленческие и педагогические компетенции, связанные с обратной связью, выстраиванием индивидуальных образовательных маршрутов, принятием решений.
Взглянем на этот вопрос с точки зрения нормативно-правового обеспечения применения дистанционных образовательных технологий, которые декларируют следующее:
- Современные стратегические документы в Российской Федерации не ставят перед собой целью замену традиционных способов и каналов взаимодействия граждан, в том числе в системе образования.
- «Дистанционные образовательные технологии» — это не синоним понятия «электронное обучение».
- Концептуальное обоснование применения цифровых технологий в контексте дистанционных образовательных технологий не отличается от обоснования внедрения цифровых образовательных технологий в целом для системы образования.
Важно понимать, что дистанционные образовательные технологии — это в большей степени описание фактора удаленности субъектов образования, в то же время, применение цифровых технологий при таком обучении не исключает, но, как ни странно, усиливает важность наличия учителя-тьютора, учителя-наставника в образовательном процессе. Учитывая данное понимание текущей ситуации важно осознавать цель и задачи внедрения цифровых технологий в экономику государства в целом и в систему образования в частности как системообразующую с точки зрения кадрового обеспечения.
«Конкурентным преимуществом на мировом рынке обладают государства, отрасли экономики которых основываются на технологиях анализа больших объемов данных»
― из Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации
При этом очевидным является, что в условиях высокой динамики развития экономики в приоритет при работе с цифровыми технологиями ставятся не столько узконаправленные навыки и умения (например, умения работы в САПР, с базами данных, программирования и т.п.), сколько их интеграция с личностными качествами, обеспечивающими эффективность применения в различных обстоятельствах и условиях, которые невозможно, либо крайне сложно развить уже в зрелом возрасте.
Важно иметь ввиду и еще одну задачу: формирование у граждан информационной грамотности, особенно медийной, включающей, в частности, и навыки критического анализа информации (“Педагогические аспекты формирования информационной и медийной грамотности”, ЮНЕСКО 2012 г.). Эта задача крайне важная в современных условиях глобализации, когда на сознание населения, активно использующего трансграничные сервисы и источники информации, может воздействовать любой участник информационного пространства.
Рамочное нормативно-правовое обеспечение
Каким образом в современных стратегических документов отражены концептуальные идеи в вопросах применения цифровых образовательных технологий в целом и дистанционных цифровых образовательных технологий в частности стоят перед системой образования — поговорим немного в данном видео.
Дополнительные материалы:
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.
Указ о национальных целях до 2030 г.
Закон об образовании в Российской Федерации
Федеральный государственный образовательный стандарт (НОО, ООО, СОО)
Задание для самоконтроля
В этом модуле Вам будет предложено выполнить несколько заданий на самопроверку. Изучите формулировку задания перед началом. Для удобства Вы можете нажать на кнопку «во весь экран» вверху карточки с заданием.
Кнопка «Во весь экран» здесь ↓
В данном контексте важно помнить, что цифровые технологии — это лишь помощник педагога, они имеют смысл лишь в руках мастера своего дела. Формы проведения учебных занятий в «дистанте» иногда демонстрируют частичное, либо полное отсутствие сохранения основополагающих принципов педагогической науки при их проведении. В дистанционном обучении важнейшее значение (может даже большее, чем в очном) имеет правильно организованная обратная связь с обучающимися, наличие личности учителя в контексте дидактического материала и за экраном гаджета.
Очень часто педагоги на наших мероприятиях отмечают стремительное падение образовательных результатов, ввиду низкого уровня мотивации обучающихся в «дистанте». Здесь важно понимать, что формирование мотивации — это ответственность, прежде всего, учителя.
«Человеческая сущность должна преобладать над технологией»
― Альберт Эйнштейн
О мотивации обучающихся
В этом видео вспомним определения понятий «деятельность учения», «учебная деятельность», «мотивация». Осуществим обзор структуры и содержания мотивационной сферы обучающегося, а также способы и методы формирования мотивации учебной деятельности у детей и подростков.
Дополнительные материалы
Задание для самоконтроля
Использование дистанционных технологий в образовательном процессе обучающихся с ОВЗ
В данных видеоматериалах представлены аспекты использования дистанционных технологий в образовательном процессе школьников с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп в контексте реализации действующих санитарных правил и письма министерства Просвещения РФ от 16.11.2020 г. № ГД-2072/03 «О направлении рекомендаций».
Современный мир цифровых технологий обладает замечательным качеством, которое можно обозначить одним словом «разнообразие». С одной стороны, в руках современного педагога находится мощнейший инструментарий, который можно использовать для повышения эффективности профессиональной деятельности, с другой — не у многих людей сформированы навыки цифровой грамотности, а, скорее сказать, цифрового «чутья», когда важно знать рамочные возможности цифровых технологий и в необходимый момент времени выбрать наиболее подходящий инструмент в конкретной педагогической ситуации. Зачастую этот выбор осложнен и непониманием форматов коммуникации в учебном процессе, что и ведет в конечном счете к неопределенности в выборе инструментов.
«Цифровой контент разумно использовать только там, где он оправдан. Если какой-нибудь инструмент не полезен школе — он просто не должен использоваться. Современная технология не имеет права быть избыточной: не нужно трех разных систем, нужна одна, удобная и полезная»
― Михаил Эдуардович Кушнир
Некоторые форматы «дистанта»
Предлагаем Вам ознакомиться с фрагментом вебинара, организованного для педагогических работников, который стал стартовым в создании консультационного центра по вопросам организации дистанционного обучения в школах, развернутого на сайте ГАУ ДПО ИРО. В этом видео говорится о некоторых популярных форматах, которые могут быть своего рода базовой основой Вашего опыта работы в «дистанте».
Какие инструменты вам помогут для более качественного проведения урока…
Современные технологии позволяют повысить эффективность преподавания за счет большей визуализации материала, помогают развить личностные качества обучающегося — умение планировать, самодисциплину, чувство ответственности, так же позволяет учесть возможности каждого без исключений.
Мы подобрали для Вас примерный перечень ресурсов, которые возможно использовать на каждом этапе современного онлайн-урока.
Основные этапы урока по ФГОС.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия
Организационный этап
В начале урока важно настроить учеников (и себя) на рабочий лад.
- включите камеру и попросите ребят сделать так же, чтобы видеть их лица;
- проверьте связь: во время трансляций случаются технические неполадки, и от этого никто не застрахован. В начале занятия лучше провести опрос, все ли вас видят и слышат: пусть ученики напишут в чате «+» или «-» в зависимости от качества связи. Такая перекличка заодно вовлечёт детей в коммуникацию;
- повторите правила поведения в цифровом формате: пока кто-то говорит, у всех остальных отключены микрофоны, а если надо задать вопрос, то лучше предварительно написать в чат — своеобразный вариант поднятой руки;
- заранее проговорите, как будет проходить занятие, а также каким образом вы собираетесь проводить отработку материала и контроль, как можно будет получить оценку. Объясните, на каком этапе вы будете отвечать на вопросы: по ходу занятия, в конце учебного блока, в конце урока.
Учителя трудно представить без доски. На помощь приходят современные онлайн-доски. Они могут стать и местом планирования, и инструментом объяснения визуализации учебного материала, и способом проведения мозгового штурма. Они хорошо подходят для планирования, обсуждения любых идей, а главное совместной работы с учениками, в том числе во время видеоконференций.
Рисовать на пространстве доски можно разными цветами, выбирать толщину линий, добавлять заметки. Все это легко проделать как с помощью мышки, так и пальцем на планшете или мобильном телефоне.
Вот некоторые из них:
- Scribblar
- Limnu
- Ziteboard
- Twiddla
- Whiteboard Fox
- Miro
- Google Jamboard
Мотивация к учебной деятельности учащихся
Этот этап выгоднее всего проводить в режиме вебинара с одним-двумя включением цифрового контента или инструмента, например, виртуальной доски. Иногда для мотивации обучающимся можно демонстрировать действительно интересный для них контент из сети Интернет, например, фрагмент фильма, публикацию в СМИ и т.п. Но не забудьте вместе с детьми затем провести обсуждение не Вашего авторского контента.
Кстати, весь контент, который обучающиеся изучали без Вашего личного участия в дальнейшем необходимо обсуждать и рефлексировать вместе, т.к. случается, что обучающиеся присваивают по итогам изучения такого контента не те смыслы и знания, которые Вы хотели бы донести
Актуализация знаний
Актуализация знаний — один из этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. Также на этапе актуализации знаний контролируются задания, которые вызывают затруднения у учеников. В дистанционном формате в режиме вебинара это будет очень затратно по времени и достаточно неинформативно в форме фронтального опроса. В этот момент желательно провести опрос через какуй-либо инструмент, где дети могут быстро ответить на те вопросы по теме которые уже заранее прописаны и имеют быстрый отклик, учитель сразу видит выполнение и может сделать первичные выводы о качестве выполнения.
Дополнительные материалы
Предлагаем Вам ознакомиться с вебинарами об использовании некоторых перечисленных инструментов:
Кроме того, Вы можете прочитать Методические рекомендации по использованию информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» в общеобразовательных организациях в условиях дистанционного обучения
Можно использовать готовые образовательные платформы:
- ЯндексУчебник
- Якласс
- Учи.ру
- РЭШ
На этих платформах есть возможность создания класса и выдачи заданий всему классу кликом одной кнопки, так же, что немаловажно, — имеется возможность мгновенной проверки ответов и построения статистики класса о качестве выполнения заданий.
Так же можно на этот этап урока подготовить материалы тестового характера, но авторского наполнения, для этого вы можете использовать возможности таких инструментов:
- Google Формы
- LearningApps
- Kahoot
- Quizalize
- Оnlinetestpad
- Triventy
Первичное усвоение новых знаний
Основная задача этого этапа дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.
Этот этап урока больше демонстрационный и в формате удаленный работы может стать местом где мы можем потерять концентрацию внимания учащихся так как просмотр информации проходит в демонстрационном формате, рекомендуем обязательно озвучивать проблемные моменты воспроизведения изученного, дать вопросы перед просмотром:
- «обратите внимание…»
- «проследите…»
- «выделите….»
Фрагмент должен быть краткий, но содержательный, более подробную версию материала можно предоставить как дополнительный материал для изучения самостоятельно:
Где можно брать готовые материалы:
Пространство интернета безграничны, но материал который будет вам полезен найти не так уж и легко. Возможно найденный Вами материал будет не высокого качества или не той продолжительности, здесь придется прибегнуть к дополнительным манипуляциям обрезке или корректировке.
Не забывайте про соблюдение авторских прав при использовании чужого контента!
Образовательные каналы на Youtube:
- Лекции на канале «Карусель»
- Учебное видео
- Простая наука
- Наука детям
- Наука 2.0
- Наука и Техника
- Научпок
- Всё как у зверей
- Sci-One TV
- Sibscience
- AsapSCIENCE
- GalileoRU
- QWERTY
- Thoisoi
- KhanAcademyRussian
- Arzamas
Это уже подготовленные, заранее подобранные материалы для образования, направления разные и интересные, начиная с дошкольного возраста, заканчивая вузовской подготовкой.
Задание для самоконтроля
Про авторский контент
В случае необходимости размещения собственного авторского учебного материала в сети Интернет для предоставления доступа к нему обучающимся возможно использовать многие платформенные решения. Мы предлагаем Вам обратить внимание на популярные в отечественном педагогическом сообществе на некоторые из них.
Core
Бесплатная платформа для дистанционного обучения и работы в классе. Позволяет быстро конструировать интерактивные онлайн-уроки. В вашем распоряжении более 40 типов упражнений проверки знаний для различных предметов (есть интеграция с LearningApps).
Предлагаем Вам ознакомиться с фрагментом межрегиональной конференции «Онлайн-образования: тренды, проблемы и перспективы», организованной центром цифровой трансформации образования ГАУ ДПО ИРО.
Спикер: Антон Сажин «Обзор платформы CORE», основатель платформы CORE
Stepik.org
Российская образовательная платформа и конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков. Позволяет любому зарегистрированному пользователю создавать интерактивные обучающие уроки и онлайн-курсы, используя видео, тексты и разнообразные задачи с автоматической проверкой и моментальной обратной связью.
Предлагаем Вам ознакомиться с фрагментом межрегиональной конференции «Онлайн-образования: тренды, проблемы и перспективы», организованной центром цифровой трансформации образования ГАУ ДПО ИРО.
Спикер: Мария Парамонова, клиент-менеджер Stepik
комментария 2
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Добрый вечер. В МБОУ Аларская СОШ мы применяем различные образовательные платформы для дистанционного обучения, такие как : Учи.ру, Российские электронные школы, Дискорд, ЯКласс. На уроках английского языка использовала платформу Classroom Google. Во время проведения вебинаров и конференции используем платформу Zoom. Учащиеся выбрали платформу РЭШ.
Есть проблемы: слабый Интернет, отсутствие компьютеров.
Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас рассказать о собственном опыте работы в условиях дистанционного обучения. Будет интересно услышать Ваши собственные педагогические идеи и приемы, которые оказались эффективными в Вашей практике.