О профориентации в школе: в чем нуждается современный выпускник?
При выборе профессионального направления у выпускника возникает серьезная проблема. Ведь многие говорят о необходимости найти свое призвание. К примеру, быть артистом, художником, учителем, поваром или бухгалтером. Призвание может раскрыться с первыми шагами в детский сад, а может искаться всю жизнь. Как искать предназначение? Надо ли его искать? Как действовать, когда принятое решение может серьезно повлиять на дальнейшую жизнь. Как отметил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин: «Каждый может стать лидером, если вовремя грамотно будут сориентированы преподавателями на то, чем необходимо заниматься». Исходя из вышесказанного можно понять, что вопрос профессионального самоопределения требует своевременных мер. Только не всегда реализуемые меры соответствуют потребностям современного выпускника. Преподаватели, психологи решают вопрос профессионального самоопределения современных школьников применяя устаревшие подходы, взгляды, инструменты.
«Кем стать?»,-этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения. В профориентационной работе специалисты стремятся найти ответ через конкретную профессию или специальность. Но данный подход противоречит ценностям современного общества. Выпускникам важна мобильность, большой выбор разных вариантов. А самое главное-среди молодого поколения укрепляется мысль о том, что посвящать себя одному месту работы, одной профессии не является хорошим решением в профессиональном становлении. В современных реалиях выпускник чаще ставит перед собой вопрос «Что я могу внести или изменить в этом мире?». Ответ на этот вопрос уж точно не может уложиться в рамках профессии или специальности.
Профессиональная ориентация — это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. Современный мир вносит коррективы и в данное понятие. Согласно ценностям современных подростков, профессиональная ориентация нужна для раскрытия личностных ресурсов выпускника. Это поможет сформировать представление о том, как вообще эти ресурсы можно реализовать. В подтверждение можно привести большое количество примеров того, как человек смог найти успешное применение своим личностным ресурсам. Один из таких примеров может выступить Радислав Гандапас, один из самых титулованных коучей по вопросам лидерства и управления в России и мире, по образованию филолог. И даже преподавал русский язык и литературу в школе. Его образование лишь на малую часть связано с его профессиональной деятельностью.
Финальная часть профориентационной работы с выпускниками в настоящее время должна строиться исходя из того, какие психологические потребности стремится закрыть подросток. Подросток, желающий получать большое количество внимания будет получать эмоциональный заряд в сферах деятельности, которые обеспечат его лучами славы. А если мы будем знать, что наш подросток нуждается во внимании, но стесняется? Тогда лучше него никто не сможет продвинуть раскрепощенного, но несобранного одноклассника в социальных сетях или в стенах школы. Именно комбинация незакрытых потребностей и личных особенностей формируют тот фундамент, на котором держатся многие достижения и профессиональная реализация человека.
Подводя итог всего вышесказанного можно заметить, что современная профориентация – это не механический поиск конкретной подходящей профессии под личностные особенности учащегося, а формирование представлений о том, какую потребность выпускник хочет закрыть, какие сильные стороны у него уже есть и как выпускник видит свое развитие в контексте профессиональной деятельности. Все это требует большой работы на повышение уровня осознанности и внимания к себе. Открытым остается вопрос успеет ли система профориентации перестроиться под актуальные потребности подрастающего поколения до очередного изменения ценностей и взглядов нового поколения?