О профориентации в школе: слепые зоны

Максим Васильченко, автор книги «Современная профориентация: как искать дело жизни» Ссылка на автора https://www.b17.ru/vasilchenko_maksim/

В 2020-м году под авторством Максима Васильченко вышла книга под названием «Современная профориентация: как искать дело жизни». Эта книга родилась как обобщение ответов на вопросы, которые автор много раз встречал в своей психодиагностической практике для профориентации. И если в книге раскрывается глубокая психологическая основа профессиональной ориентации, затрагивающая отношения к себе, способности к общению, бессознательных установок, степени внутренней свободы и готовности двигаться к целям, то в нашей статье мы рассмотрим конкретные и достаточно важные проблемы, которые лежат на поверхности профориентационной работы, но часто остаются без ответа.

Антон Смирнов, руководитель проекта образовательного формата «НАВИГАТУМ» для малышей, школьников и взрослых. Ссылка на руководителя проекта http://facebook.com/cineofilmsru

Изложенная ниже информация составлена на основе публикации «Мины замедленного действия в профориентации молодежи». Автор статьи – Антон Смирнов.

При осуществлении профориентационной работы педагог-психолог выстраивает алгоритм работы. Алгоритм работы имеет фундамент в виде цели (желательно конкретной и измеримой). И логично предположить, что цель работы составляется на основании запроса заказчика.

А кто заказчик в профориентации? Родитель? Ребенок? Государство? Или Работодатель? Согласитесь, что у каждого перечисленного выше заказчика будет свой интерес и цель профориентации.

В качестве краткого примера можно рассмотреть ситуацию, в которой мама привела сына на профориентацию, указывая на то, что сыну было тяжело определиться с профессией. Но впоследствии мама отказалась от услуг, так как не получила ожидаемого результата. В начале встречи она говорила о том, что заказчик услуг – ее сын, а она лишь хочет ему помочь, но, как выяснилось далее, результаты работы не соответствовали ее представлениям и что истинным, но скрытым заказчиком была сама мама. И она пришла к психологу для того, чтобы специалист поддержал видение мамы на путь профессионального развития молодого человека (Она хотела, чтобы сын связал свою судьбу с бухгалтерской деятельностью, а в результате профориентационной работы у молодого человека выявились способности и интересы к профессиям, связанным с риском). Этот пример иллюстрирует как часто специалист при проведении профориентационной работы может не учитывать важный аспект – на кого он работает?


Каждое дело имеет определенную ценность для того, кто это дело совершает. Какие ценности в воспитательной работе и профориентации мы выдвигаем на первое место? Расчет делается на то, что когда у молодого человека в приоритете карьера и деньги, тогда он овладеет требуемыми компетенциями 21-го века. Помните? «Умение работать 24 часа в сутки, при этом быстро принимая сверхважные решения в условиях глубокой неопределенности и режиме многозадачности…» и так далее.
А какие ценности посоветует ребенку психолог? Что пишут в умных книжках? Что высшая добродетель и цель жизни – это творчество и служение людям. А тщеславие, вертикальная карьера и гонка за заработком – это тупиковый путь развития личности.
Конфликт интересов прослеживается и в мелочах. На уроках мы говорим о правильном распорядке дня, необходимости полноценного сна и т.п. А в профориентации акцентируем, что способность работать 12-16 часов в день – ключ к успеху.
А что есть истина? Когда говорим о необходимости развития новых компетенций для выживаемости в этом конкурентном мире, но не договариваем про то, что это цели и задачи организаций? Или когда рассказываем о пользе путешествий, 6-ти часового рабочего дня, скромных потребностях и необходимости выбора горизонтальной карьеры, словно вокруг нас нет общества с культом потребления и ориентацией на большие заработки, дорогие машины, квартиры, вещи?


Для решения данной проблемы необходимо сначала установить заказчика услуг. То есть кто является выгодоприобретателем от проведенной профориентационной работы. Уже после этого мы определяем ценности нашего заказчика. И только потом уже выстраиваем профориентационную работу. Если мы работаем с ребенком, а заказчик услуги – родитель, то нам надо смотреть и на то, в каких видах деятельности могут по максимуму закрываться ценности и родителя, и ребенка. И только уже если это не представляется возможным, то работу по профориентационной работе строим с родителем. Т.е. от ребенка мы только получаем психологический профиль, профессиональные возможности и склонности, анализируем полученные данные и выстраиваем вектора профессионального развития с учетом соответствия возможностей ребенка и ценностей родителя.

Идеальной же для ребенка является профориентационная работа, в которой заказчиком услуги является сам ребенок, а родитель поддерживает выбор своего выпускника. Но это уже совсем другая история.
Конфликт ценностей, транслируемых в профориентационной работе, и размытые границы ответственности, ошибочная цель профориентации вследствие неустановленного заказчика — первая слепая зона, которую зачастую мы не учитываем в профориентационной работе. А сколько их еще есть в наличии… Продолжение следует.

Добавить комментарий