Виды образовательной среды как фактор развития личности ребенка.

Всем известно, что среда формирует личность. Но это знание является абстрактным, общим и не имеет практического значения до тех пор, пока нет понимания как именно эта среда формирует личность. На примере образовательной среды в школе в этой статье будет разобрано как именно каждый отдельный вид образовательной среды оказывает влияние на формирование личности школьника.

Догматическая среда.

Основа среды: учитель должен наставлять учащихся, формировать у них нравственность и достигать соответствующего уровня усвоения. Преобладающий педагогический метод – наказание. Индивидуальные различия учащихся рассматриваются как отклонения от стандарта, подлежащие сглаживанию. Учащихся приводят к единству, единомыслию. Проявления инициативы, творчества не находят поддержки.

Результат – формируется терпеливая, зависимая и пассивная личность, иногда – личность озлобленная, негативно настроенная.

Беззаботная среда.

Главная идея – принципы свободы ребенка. Индивидуальные ценности ставятся выше общественных. Не должно быть подчинения, ограничения, принуждения учащегося. Педагог не наказывает. Поощряется инициативность ребенка.

Результат – Формируется свободная, добродушная, относительно пассивная личность. Учащийся при этом не лишен некоторых практических навыков и соответствующего мышления.

Карьерная среда.

Важной задачей является формирование активного, умелого школьника, который стремится к успеху. Ценится самодисциплина, творческий подход к делу. Общественное ставится выше личного. Воспитание может быть коллективным или индивидуальным. Беспрекословное подчинение педагогам.

Результат – Формируется целенаправленная активная личность, осознающая общественные зависимости. Однако не исключено и проявление лицемерия.

Творческая среда

Основная задача – помогать развитию детей. Личность, индивидуальные интересы ребенка ставятся выше общественных запросов. Ценится инициатива, самостоятельность ребенка.

Результат – формируется свободная, «раскованная», активная личность. Однако, не исключены тенденции неконтролируемого самовыражения.

Развивающая среда

Обеспечивает комплекс условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Усвоение ребенком ценностных представлений общества.

Результат – формируется опыт, важный для будущей жизни детей и их дальнейшего саморазвития.

Конечно же, в общеобразовательной организации нет единоличного проявления одного вида образовательной среды, но микс из видов в разных пропорциях делает любую общеобразовательную организацию отличной от других. И нет плохого или хорошего вида образовательной среды, каждая среда подходит под цели образовательной деятельности.

Добавить комментарий