Краткий очерк про мотивацию к обучению

Каждый из нас испытывал неподдельный интерес к новым знаниям, свершениям или достижениям в каком-либо виде деятельности. В конце концом, рассматривая частные примеры из конкретного времени, мы можем увидеть что, не смотря на изменения в обществе, движущие силы, толкающие на обучение/развитие/познание, не изменились. Говоря о частных примерах я вспоминаю свое детство без интернета и гаджетов, когда посмотреть мультфильм по телевизору было возможно только в то время, когда он идет по расписанию сетки вещания. И если это было воскресное утро, то я со своей сестрой вставал без всяких будильников ровно к назначенному времени просмотра. Анализируя свой опыт и опыт, полученный в ходе работы с детьми, можно выделить «лайфхаки», позволяющие повысить мотивацию ребенка не только к обучению, но и к любым другим делам и задачам.

И первое, с чего начинается пробуждение желания к действиям — Ваша искренняя радость в моменте, когда ребёнок научился чему-то новому. Ребенок получает положительное подкрепление на действие благодаря Вашей реакции.
Акцент именно на оценке является демотиватором для большей части учеников. Само знание или открытие уходит на второй план, а первоочередным в психике ребенка складывается погоня за «нужными циферками». Поэтому попробуйте в работе с ребенком сделать акцент на том, что нового он узнал, чему научился?
Если у ребенка есть проблема в изучении какого-либо предмета, то попробуйте сопроводить его на пути к решению этой проблемы. Помогите ребёнку составить план, выполнение которого будет продвигать его в решении учебной проблемы. Помогите определить необходимое для этого время. Даже если ребёнок не будет последовательно реализовывать план, откажется от него, вы сформулируете у него понимание того, что для решения проблемы нужно действовать и когда он действительно чего-то захочет, он будет понимать как ему действовать.
Отдельным пунктом хочется отметить ситуацию помощи при выполнении или проверки знаний ребенка. Ваше настроение передаётся ребёнку, поэтому негативная моральная оценка или негативный эмоциональный фон также вызывает отторжение у ребенка от обучения по данному предмету. Это вполне логично, когда нам что-то не нравится, мы стремимся устранить причину. Но не всегда ребенок способен выделить истинную причину дискомфорта и просто устраняется от проблемы или педагога.
Следует избегать негативных утверждений, например: «Ничего не хочет!», «Никогда не старается!», «Бездарь!». Эти слова демотивируют, но, что еще хуже — потом обернутся против Вас! Я был свидетелем того, как класс пытались замотивировать через систематические принижения, но результатом таких мер стала фраза: «Ну а что Вы хотите от нас, мы ж такие», — которую дети стали говорить учителям.
А самое главное — важно удостовериться, понимает ли ребёнок почему важно учиться и где ему пригодятся те или иные конкретные знания? На сколько его понимание полно? Не ограничивается ли оно желанием получить хорошую оценку, и избежать наказания? Дополните видение ребёнка. Разверните перед его взором долгосрочную картину его будущей жизни, описав её в позитивном ключе. Но тут важно быть честным, так как не конгруэнтные предположения будут не приняты сознанием ребенка. Дополните видение ребёнка, не забыв объяснить, как это связано с тем, о чём он мечтает.

Перечисленных выше нюансов не так уж и много, но все они требуют внимания как к ребенку, так и к себе! Ведь в восприятие мира ребенка, в частности, отношение к обучению и прочим делам, весомый вклад вносим именно мы с Вами!

Добавить комментарий