Материалы Аналитического центра ФИОКО по проблеме профилактики суицидального поведения
При изучении феномена суицидального поведения принято разграничивать самоубийства психически здоровых и психически нездоровых людей. Суицидальное поведение психически нормальных людей (70-75% суицидентов) классифицируется следующим образом:
• демонстративно-шантажное;
• аффективное;
• альтруистическое;
• истинное.
Демонстративно-шантажное суицидальное поведение имеет своей целью не уход из жизни, а привлечение внимания к своим проблемам.
Цель — оказание психологического давления на окружающих значимых лиц, для изменения конфликтной ситуации в благоприятную для суицидента сторону. При таком поведении человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, и предпринимает для этого меры предосторожности. Однако, следует подчеркнуть, что они не всегда оказываются достаточными, а дети и подростки не всегда способны адекватно оценить угрозу жизни, что нередко приводит к трагическому исходу.
Аффективное суицидальное поведение — попытка убить себя в состоянии аффекта. Оно обычно обусловлено необычайно сильной эмоциональной дестабилизацией, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания. Для детей и подростков такое поведение характерно на пике острого конфликта с родителями или разрыва отношений с близким другом (любимым человеком).
Альтруистическое суицидальное поведение — самопожертвование во имя какой-то значимой идеи, во благо значимых людей или в соответствии с традициями (встречаются в истории и культуре многих этносов, например, вспарывание живота самураем в случае бесчестья). В настоящее время встречается при вовлечении подростков в «группы смерти» религиозных или мистических культов, опасных сект.
Истинное суицидальное поведение – это уход из жизни под воздействием тяжелых психотравмирующих ситуаций, характеризуется устойчивостью и целенаправленностью действий, связанных с мотивами лишения себя жизни. Данное поведение в детском и подростковом возрасте встречается не так часто, бывает связано с трагической гибелью близких людей, жестоким обращением родителей (законных представителей), травлей со стороны сверстников. Решение об уходе из жизни, которая теряет смысл, принимается в состоянии депрессии и безысходности.
Ситуационные маркеры высокого суицидального риска:
жизненные трагедии (смерть друга, любимого человека; глубоко переживаемая несчастная любовь; травмирующий опыт пережитого насилия, особенно сексуального); социально-дезадаптирующие ситуации (конфликты с родителями, сверстниками, учителями; развод родителей; резкая смена социальных условий — помещение в интернаты, учебно-воспитательные учреждения и т.д.); ситуации утраты статуса в референтной группе (ситуации «потери лица», позора, унижения); ситуации сильнейшего разочарования (предательство близких людей, разочарование в идеях, в лидере, значимой группе и т.д.).
Поведенческие маркеры высокого суицидального риска:
проявления зависимого поведения (признаки химических и нехимических аддикций); самоизоляция и резкое снижение повседневной активности; резкое изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью; предпочтение тем общения и потребление информации, связанных со смертью и самоубийствами;
частое прослушивание траурной или печальной музыки; окружение себя мрачной символикой; «приведение дел в порядок» («прощальные» действия: написание писем, раздаривание личных вещей).
Эмоциональные и коммуникативные маркеры высокого суицидального риска: депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние; переживание одиночества; прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» – прямое сообщение, «Скоро всё это закончится» – косвенное); шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни.
Когнитивные маркеры высокого суицидального риска:
«темная триада»: негативное видение себя, негативное видение окружающих, негативное видение будущего; собственная личность предстает как ничтожная, не имеющая права жить; мир расценивается как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное; разрешающие установки по отношению к суицидальному поведению; «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида; наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.
Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем более обстоятельно разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.