Школа «Школа казачьей культуры: история, традиции, современность, перспективы» в рамках Интерактивной школы «Культурный код России»
3 апреля 2023 года центр развития воспитания ГАУ ДПО ИРО провел II региональную стажировочную сессию «Сохранение и развитие казачьей культуры Сибирского региона в условиях образовательной организации».
Цель сессии – проектирование работы общеобразовательных организаций по реализации казачьего кадетского компонента в рамках основной образовательной программы с учетом обновленных ФГОС.
На сессии опытом работы по реализации этнокультурного казачьего компонента в Ангарском городском округе поделились Управления образования администрации Ангарского городского округа; МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 21» г. Ангарска; отдел управления по культуре и молодежной политике Ангарского городского округа.
На стажировочной сессии были подведены итоги сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций по реализации проекта «Сетевое сообщество как ресурсный центр создания и сопровождения единого культурно-образовательного пространства реализации казачьего компонента».
4 — 5 апреля на базе МБОУ «ООШ № 21» г. Ангарска состоялась Интерактивная школа «Школа казачьей культуры: история, традиции, современность, перспективы». Школа проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках Дорожной карты этнокультурного просветительского проекта «С чего начинается Родина?»: мероприятие «Интерактивная школа «Культурный код России» » , при участии Иркутского войскового казачьего общества.
В работе школы приняли участие О. А. Куриленкова, начальник управления губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям; А. С. Поляков, заместитель атамана, начальник штаба Иркутского войскового казачьего общества; А. А. Машуков, товарищ атамана Иркутского войскового казачьего общества, казачий полковник; представители органов управления образования и муниципальных методических служб, учреждений дополнительного образования, Иркутского войскового казачьего общества (казаки-наставники); управленческие команды и педагогические работники общеобразовательных организаций из 9 муниципальных образований Иркутской области, реализующих этнокультурную казачью составляющую.
МБОУ «ООШ № 21» в рамках мастерской «Моделирование образовательного пространства с учетом реализации казачьего компонента» была представлена система работы школы по следующим направлениям:
- программно-методическое обеспечение образовательной деятельности в классах и группах казачьей направленности на муниципальном и школьном уровнях;
- организация воспитательной работы в классах и группах казачьей направленности с учетом обновленных ФГОС;
- организация работы с казачьими обществами, социальными партнерами на муниципальном уровне.
В процессе работы методической мастерской «Программа воспитания в условиях реализации кадетского казачьего компонента» представлен опыт реализации этнокультурного казачьего компонента на занятиях по внеурочной деятельности «Казак – защитник Отечества» и «Духовно-нравственное развитие и культура казачества»; организована работа в группах (педагогические работники, обучающиеся, родители, казаки-наставники) по разработке модулей рабочей программы воспитания с учетом этнокультурного казачьего компонента.
В рамках Школы было проведено 11 локаций:
Локация 1. Методическое сопровождение деятельности по сохранению, развитию и популяризации истории и культуры российского казачества;
Локация 2. Духовные истоки казачества. Роль православия в возрождении современного казачества;
Локация 3. Казак – защитник Отечества. «Граница породила казачество, а казаки создали Россию» (Л. Н. Толстой);
Локация 4. «История казачьей культуры в костюме: традиционные элементы и этнографические особенности»;
Локация 5 «Только шашка казаку во степи подмога… Традиционное оружие казаков: история и современность»;
Локация 6. Мастер-класс «Традиционные казачьи ремесла и промыслы. Секреты кузнечного мастерства»;
Локация 7. «Тропами казачества: казачество как субэтнос. История российского и сибирского казачества»;
Локация 8. Мастер-класс «Рассекая воздух: школа фланкировки»;
Локация 9. Мастер-класс «»На все руки мастер». Декоративно-прикладное искусство в казачьей культуре»;
Локация 10. «Шашка да ус, поиграй, коли не трус!». Традиционные казачьи игры;
Локация 11. «Папаха да сапожки, танцуют наши ножки!» Фольклорное наследие казачества.
Участников приветствовал заместитель губернатора Иркутской области, руководитель администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Анатолий Андриянович Прокопьев, который отметил важность возрождения традиций казачьей культуры на иркутской земле.
Все локации были организованы представителями казачьих обществ Иркутской области: Окружное казачье общество «Ангарский казачий округ», Шелеховское районное казачье общество, Молодежная организация Иркутского войскового казачьего общества, Иркутское городское казачье общество «Вознесенское», Свято-Покровское хуторское казачье общество, Верхнеленское станичное казачье общество.
В работе Школы приняли участие 137 человек из 4 федеральных округов: Сибирский федеральный округ (Иркутская область), Южный федеральный округ (Краснодарский край и Волгоградская область), Центральный федеральный округ (Московская область), Дальневосточный федеральный округ (Еврейская автономная область, Республика Саха (Якутия)).
В работе школы также участвовала Наталья Сергеевна Матвеева, кандидат исторических наук, доцент, руководитель центра истории и культуры казачества Российской государственной библиотеки, член постоянной комиссии по содействию развитию казачьей культуры Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. В рамках Локации 1 «Методическое сопровождение деятельности по сохранению, развитию и популяризации истории и культуры российского казачества» Наталья Сергеевна познакомила участников с нормативно-правовым обеспечением деятельности по сохранению, развитию и популяризации истории и культуры российского казачества; электронной библиотекой казачества как цифровым пространством знаний по истории и самобытной культуре казачества; практикой просветительской работы, формами полиотраслевых коммуникаций в рамках сохранения, развития и популяризации истории и культуры российского казачества как условия сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, достижения национальных целей развития.
Участники Школы и стажировочной сессии выразили благодарность организаторам мероприятия за предоставленную возможность обмена опытом, а коллективу МБОУ «ООШ № 21» – за творческие и вдохновляющие идеи.
Образовательные события для педагогических работников общеобразовательных организаций, реализующих различные модели внедрения казачьего компонента, были направлены на реализацию положений Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества в части казачьего образования, развитие системы казачьего образования в межмуниципальном образовательном пространстве.