Сотрудники института исследуют, как в школах региона формируют поликультурные компетенции и культуру межнационального общения
В условиях глобализации и разработки процессов интеграции, характерных для современного мирового порядка, представители различных стран и национальностей вступают в межличностные взаимодействия. Этнокультурное многообразие остаётся актуальной и сложной проблемой, потому что воспитание человека как носителя идеалов, ценностей, убеждений, норм поведения его собственного народа сопровождается дефицитом усилий по формированию готовности личности к пониманию и уважению другой культуры. В этом контексте формирование поликультурных компетенций молодого поколения является одной из важных задач современной школы. Российским школам, где обучаются представители разных национальных культур со своими традициями, психологическим укладом и менталитетом, свойственен полиэтнический характер, что объясняет актуальность проблем, связанных с выстраиванием отношений между участниками образовательного процесса. Преобразование современной школы в поликультурное образовательное пространство актуализирует проблемы поликультурной компетентности педагога. В связи с этим целью современного профессионального педагогического образования является подготовка компетентного учителя, не только готового к работе в условиях многокультурного общества, но и способного сформировать у молодого поколения базовые национальные и культурные ценности. Для изучения особенностей формирования поликультурных компетенций школьников, гражданской идентичности субъектов образовательных отношений, определения эффективных форм, методов, принципов отбора содержания поликультурного образования в системе общего образования Институт развития образования Иркутской области проводит прикладное исследование «Актуальные вопросы формирования и развития поликультурных компетенций, формирования гражданской идентичности субъектов образовательных отношений». В исследовании участвуют три категории респондентов: обучающиеся 5–11 классов общеобразовательных организаций; родители (законные представители) обучающихся 5–11 классов общеобразовательных организаций; руководители и педагогические работники общеобразовательных организаций.
Исследование позволит выявить:
• условия, созданные в общеобразовательных организациях для развития поликультурных компетенций и культуры межнационального общения обучающихся, педагогов, родителей;
• профессиональные дефициты педагогических работников и управленческих кадров в части формирования поликультурных компетенций в рамках деятельности субъектов региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
• актуальное состояние в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся в части формирования и развития российской гражданской идентичности.
Результаты прикладного исследования дадут возможность определить основные содержательные линии обучающих мероприятий интерактивной школы «Культурный код России» для педагогов, обучающихся, родителей в рамках реализации этнокультурного просветительского проекта «С чего начинается Родина?».
Лариса Васильевна Жигачева,
заведующий сектором развития проектов и программ гражданско-патриотической направленности Центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО