Состоялась межрегиональная интерактивная школа «Социокультурная компетентность как необходимая составляющая российской гражданской идентичности»



24 и 25 октября 2023 г. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Института развития образования Иркутской области была организована работа межрегиональной интерактивной школы «Социокультурная компетентность как необходимая составляющая российской гражданской идентичности».

Мероприятие проводилось при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации во исполнение дорожной карты этнокультурного просветительского проекта «С чего начинается Родина?», реализуемого на основании Соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и ГАУ ДПО ИРО о представлении из федерального бюджета гранта в форме субсидии на реализацию мероприятий по проведению всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятий патриотической направленности.

Кураторами школы выступили Валюшина Наталья Михайловна, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, и Митюкова Татьяна Анатольевна, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин.

Программа межрегиональной интерактивной школы включала проведение двух крупных мероприятий. В первый день, 24 октября 2023 г., в очном режиме на базе ГАУ ДПО ИРО состоялся «Методический “пэчворк”» для педагогических работников – молодых специалистов и учителей-предметников общеобразовательных организаций, которые ознакомились с проектами «Вышитая карта России» и «Вышитая карта Иркутской области» (О. Б. Ращенко), историей их создания, особенностями реализации и спецификой использованной на карте символики. Далее педагоги посетили четыре мастерские разной направленности.

В мастерской 1 «Креативные индустрии в образовании, или Новые пути формирования гражданской идентичности» Д. Д. Жирков продемонстрировал опыт педагогических изысканий в области словесных и экранных искусств, направленный на развитие социокультурной компетентности подрастающего поколения. Состоялся просмотр фильмов, снятых школьниками по мотивам якутских народных произведений.

В мастерской 2 «Удивляя, обучаем, или TED-урок: реальность или миф?») педагоги с помощью Т. А. Митюковой научились составлять TED-урок и проводить его. Активную дискуссию вызвал вопрос своевременности метода и познавательного потенциала обсуждаемого формата занятия.

Ю. В. Спицына, автор мастерской 3 «Дневник путешествия как форма мотивации», показала, как нестандартно и увлекательно можно изучать новый материал или обобщать изученное. Здесь педагоги самостоятельно разработали свои «дневники путешествий» и увезли их с собой для использования на уроках.

У мастера мастерской 4 «Особенности использования технологии сотрудничества при проведении классного часа “Подвиги, которые нельзя забыть. Герои современной России”» А. А. Ряжских участники учились воспитанию патриотизма на примерах достижений известных людей Иркутской области – космонавтов, музыкантов и т. д. Молодые педагоги работали с нелинейными текстами, отбирая наиболее ценные материалы по заданным темам, составляли матрицы, которые впоследствии можно использовать на уроках и классных часах в школе.

При подведении итогов кураторы и участники мероприятия составили «Мыслеобраз дня», на котором обсудили новые методы и приемы, представленные мастерами.

Во второй день, 25 октября 2023 г., педагогических работников – молодых специалистов, учителей-предметников, обучающихся 7–11-х классов общеобразовательных организаций ждала онлайн-экспедиция «Моя страна – моя культура», в ходе которой докладчики рассказали об особенностях многогранной культуры России.

В этот день были представлены следующие проекты:

  • «Якутское кино в школьном масштабе: воспитываем патриота» (Д. Д. Жирков), посвященный снятому обучающимися короткометражному фильму, в основе сюжета которого лежит якутский эпос олонхо;
  • «О России с любовью» (Е. В. Рыдова), групповой проект старшеклассников МБОУ СОШ № 4 г. Слюдянки, рассказывающий о туристических достопримечательностях и интересных местах Слюдянского района;
  • «Заларинское кольцо» (Н. А. Усольцева), раскрывающий особенности одноименного туристического маршрута по достопримечательностям Заларинского района;
  • «Формирование экологической культуры школьников на примере национального достояния – озера Байкал» (Е. Н. Кузеванова), уделивший внимание формированию экологической культуры школьников на примере национального достояния – озера Байкал;
  • «Особенности реализации “понятия” о национальной культуре на уроках бурятского языка» (Т. С. Цырендоржиева), раскрывающий специфику изучения национальной культуры на уроках бурятского языка;
  • «История проекта “Литературная Сибирь”» (Г. Б. Крюков), подробно освещающий историю создания и результаты одноименного проекта по составлению антологии малой сибирской прозы и поэзии XIX века и антологии сибирской повести и драматургии XIX века;
  • «Сетевой туристический проект учащихся школ Красноярского края Siberia-Welcome-Centre» (О. Г. Ульчугаева), нацеленный на формирование устойчивого интереса школьников к истории и традициям Красноярского края.

Межрегиональную интерактивную школу посетили более 150 участников из Сибирского (Иркутская область, Красноярский край, республики Тыва, Хакасия), Дальневосточного (Республика Саха (Якутия)), Северо-Кавказского (Северная Осетия – Алания), Приволжского (Саратовская, Оренбургская области), Северо-Западного (город Санкт-Петербург) и Южного (Ростовская область) федеральных округов.

Добавить комментарий