В этом разделе Вы найдете всю самую полезную и актуальную информацию по направлению психологической диагностики в практике педагога-психолога.
Реестр методик от рождения до 2-х лет:
Диагностический инструмент | Цель применения | Рекомендации к применению |
Диагностика уровня развития общения ребенка от рождения: от рождения до 6 месяцев; от 6 месяцев до 1 года. | Выявление параметров общения у ребенка | — |
Диагностика уровня развития познавательной активности ребенка от рождения до 6 месяцев | Выявление познавательной активности в различных условиях | — |
Диагностика предметно-манипулятивной деятельности ребенка от 6 месяцев до 1 года | Определение параметров предметно-манипулятивной деятельности | — |
Реестр методик от 2-х до 3-х лет:
Диагностический инструмент | Цель применения | Рекомендации к применению |
Исследование развития конструктивной деятельности | Исследование развития конструктивной деятельности | Оценивается возможность выполнения задания по образцу и объем помощи взрослого |
Оценка общей осведомленности | Выявление уровня общей осведомленности ребенка. | Методика не требует речевых ответов ребенка, но только подбор соответствующих карточек. |
Назови предмет Г.В.Чиркина Т.Б.Филичева, Г.А.Каше, О.Е.Грибова | Изучение объема пассивного и активного словарного запаса (названия предметов, действий, качеств предмета — конкретная лексика) |
Реестр методик от 3-х до 5-ти лет:
Диагностический инструмент | Цель применения | Рекомендации к применению |
Диагностика психического развития (стимульный материал) | ||
Методика последовательность событий (А.Н.Бернштейн) | Оценивается способность установить простейшую последовательность, наглядно-образное мышление. | |
Методика Выгодского -Сахарова | Исследование развития абстрактных понятий. |
Реестр методик от 5-ти лет:
Диагностический инструмент | Цель применения | Рекомендации к применению |
«Домик» (автор Нина Иосифовна Гуткина) 1. Описание методики 2. Стимульный материал | Определение: • способности ребёнка копировать многокомпонентную исходную модель; • развитости внимания; • умения воспринимать объекты в пространстве; • степени сенсорной координации; • уровня формирования мелкой и крупной моторики пальцев и рук. | В возрасте 5–6 лет основная цель тестирования заключается в определении готовности ребёнка к школе. В возрасте 7-10 лет основная цель тестирования — проследить преобразования в развитии моторики и сенсорного восприятия учащегося. |
Методика Пьерона-Рузера | оценка параметров внимания, особенностей операциональных характеристик деятельности, уровня сформированности произвольной регуляции психических функций. | |
Кубики Кооса | Определение уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. |
Реестр методик от 7-ми лет:
Диагностический инструмент | Цель применения | Рекомендации к применению |
Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.) | Выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. | |
Запоминание 10 слов (А.Р. Лурия) | Оценивается скорость, динамика и объем слухоречевого запоминания. | |
Методики «Рука» (Н.Я.Семаго) | Оценка наличия ожидаемой агрессии со стороны окружения, активной или пассивной личностной позиции, общего уровня психической активности. Анализ эмоциональной сферы и межличностных отношений ребенка (Активность; Пассивность; Тревожность; Агрессивность; Директивность; Коммуникация; Демонстративность; Зависимость; Физическая дефицитарность (ущербность). | Модификация для детей 4-11 лет |
Реестр методик от 11-ти лет:
Диагностический инструмент | Цель применения | Рекомендации к применению |
«РАТ» (Л.Н. Собчик) | Оценка реакции подростка на проблемы в эмоциональных отношениях с окружающими его людьми, переживания отношений между ним и сверстниками. | |
Диагностика уровня школьной тревожности (Филлипс) | Изучение общего уровня и отдельных факторов школьной тревожности | |
Исследование словесно-логического мышления младших школьников (Э.Ф. Замбацявичене) | Изучение уровня сформированности параметров осведомленности, способности к классификации, умозаключений по аналогиям обобщения. |
Реестр методик от 15-ти лет:
Диагностический инструмент | Цель применения | Рекомендации к применению |
Тест «Формула темперамента» (А. Белов) | Изучение преобладающего типа темперамента | |
Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В) | Диагностика состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения | |
Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» | Выявление индивидуально-типологических различий. | Подходит как для изучения свойств личности, так и для профориентационной работы |
Реестр методик диагностики педагогического коллектива:
Диагностический инструмент | Цель применения | Рекомендации к применению |
Реестр методик диагностики родителей:
Диагностический инструмент | Цель применения | Рекомендации к применению |
Диагностический инструмент | Цель применения | Рекомендации к применению |
Экспресс-диагностика ценностей в профессиональной деятельности | Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений, может быть полезна при выборе характера работы. | Применять как второстепенный инструмент при изучении мотивации профессионального выбора |