Диагностический инструментарий

В этом разделе Вы найдете всю самую полезную и актуальную информацию по направлению психологической диагностики в практике педагога-психолога.

Видео с вебинара от 02.03.2021 на тему: «Технология проведения и обработки психодиагностических методик в практике педагога-психолога.
Общая схема изучения личности школьника в психолого-педагогическом сопровождении. Позволяет эффективно спланировать диагностическую работу педагога-психолога

Реестр методик от рождения до 2-х лет:

Диагностический инструментЦель примененияРекомендации к применению
Диагностика уровня развития общения ребенка от рождения: от рождения до 6 месяцев; от 6 месяцев до 1 года.Выявление параметров общения у ребенка
Диагностика уровня развития познавательной активности ребенка от рождения до 6 месяцевВыявление познавательной активности в различных условиях
Диагностика предметно-манипулятивной деятельности ребенка от 6 месяцев до 1 годаОпределение параметров предметно-манипулятивной деятельности

Реестр методик от 2-х до 3-х лет:

Диагностический инструмент Цель применения Рекомендации к применению
Исследование развития конструктивной деятельности Исследование развития конструктивной деятельности Оценивается возможность выполнения задания по образцу и объем помощи взрослого
Оценка общей осведомленностиВыявление уровня общей осведомленности ребенка.Методика не требует речевых ответов ребенка, но только подбор соответствующих карточек.
Назови предмет
Г.В.Чиркина Т.Б.Филичева, Г.А.Каше, О.Е.Грибова
Изучение объема пассивного и активного словарного запаса (названия предметов, действий, качеств предмета — конкретная лексика)

Реестр методик от 3-х до 5-ти лет:

Диагностический инструмент Цель применения Рекомендации к применению
Диагностика психического развития (стимульный материал)
Методика последовательность событий (А.Н.Бернштейн)Оценивается способность установить простейшую последовательность, наглядно-образное мышление.
Методика Выгодского -Сахарова Исследование развития абстрактных понятий.

Реестр методик от 5-ти лет:

Диагностический инструмент Цель применения Рекомендации к применению
«Домик» (автор Нина Иосифовна Гуткина)
1. Описание методики
2. Стимульный материал
Определение:
• способности ребёнка копировать многокомпонентную исходную модель;
• развитости внимания;
• умения воспринимать объекты в пространстве;
• степени сенсорной координации;
• уровня формирования мелкой и крупной моторики пальцев и рук.
В возрасте 5–6 лет основная цель тестирования заключается в определении готовности ребёнка к школе.

В возрасте 7-10 лет основная цель тестирования — проследить преобразования в развитии моторики и сенсорного восприятия учащегося.
Методика Пьерона-Рузера оценка параметров внимания, особенностей операциональных характеристик деятельности, уровня сформированности произвольной регуляции психических функций.
Кубики КоосаОпределение уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса.

Реестр методик от 7-ми лет:

Диагностический инструмент Цель применения Рекомендации к применению
Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)Выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Запоминание 10 слов (А.Р. Лурия)Оценивается скорость, динамика и объем слухоречевого запоминания.
Методики «Рука» (Н.Я.Семаго)Оценка наличия ожидаемой агрессии со стороны окружения, активной или пассивной личностной позиции, общего уровня психической активности. Анализ эмоциональной сферы и межличностных отношений ребенка (Активность; Пассивность; Тревожность; Агрессивность; Директивность; Коммуникация; Демонстративность; Зависимость; Физическая дефицитарность (ущербность).Модификация для детей 4-11 лет

Реестр методик от 11-ти лет:

Диагностический инструмент Цель применения Рекомендации к применению
«РАТ» (Л.Н. Собчик)Оценка реакции подростка на проблемы в эмоциональных отношениях с окружающими его людьми, переживания отношений между ним и сверстниками.
Диагностика уровня школьной тревожности (Филлипс)Изучение общего уровня и отдельных факторов школьной тревожности
Исследование словесно-логического мышления младших школьников (Э.Ф. Замбацявичене) Изучение уровня сформированности параметров осведомленности, способности к классификации, умозаключений по аналогиям обобщения.

Реестр методик от 15-ти лет:

Диагностический инструмент Цель применения Рекомендации к применению
Тест «Формула темперамента» (А. Белов)Изучение преобладающего типа темперамента
Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В)Диагностика состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения
Тест «Конструктивный рисунок человека
из геометрических фигур»
Выявление индивидуально-типологических различий. Подходит как для изучения свойств личности, так и для профориентационной работы

Реестр методик диагностики педагогического коллектива:

Диагностический инструмент Цель применения Рекомендации к применению

Реестр методик диагностики родителей:

Диагностический инструмент Цель применения Рекомендации к применению
Диагностический инструмент Цель применения Рекомендации к применению
Экспресс-диагностика ценностей в профессиональной деятельностиМетодика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений, может быть полезна при выборе характера работы.Применять как второстепенный инструмент при изучении мотивации профессионального выбора