Семинар «Подросток цифрового поколения в контексте читательской деятельности»

24 декабря 2020 года на базе ФГБОУ ВО ВСГИК в онлайн формате состоялся региональный семинар «Подросток цифрового поколения в контексте читательской деятельности». Теоретические и практические аспекты читательской деятельности современных подростков обсуждались специалистами библиотечно-информационной деятельности, сфер культуры и образования Республики Бурятия и Иркутской области.

В семинаре приняли участие 85 человек – руководители, сотрудники республиканских и школьных библиотек, специалисты сферы образования из гг. Улан-Удэ, Иркутск, Саянск, Братск, Черемхово, Усть-Кут и др.

В работе регионального семинара обсуждались следующие аспекты темы:

проблемы чтения подростков на примере двух регионов Республики Бурятия и Иркутской области;

результаты социологических исследований среди школьников;средства формирования читательской активности подрастающего поколения;

роль библиотеки и чтения в жизни подростка;мультимедийные технологии в развитии читательской культуры школьника;

проекты, направленные на поддержку чтения подростков.

Открывая семинар И.С. Цыремпилова, проректор по научной работе ВСГИК, д.и.н., профессор подчеркнула, что чтение определяет культуру современного человека. Это подтверждает важность проведения мероприятия в рамках программы юбилейных мероприятий ВСГИК, его практико-ориентированность.

Одной из ключевых тем семинара стало подведение итогов республиканского исследования «Подросток цифрового поколения в контексте читательской деятельности», в котором приняло участие 1058 учащихся 7-8 классов средних общеобразовательных школ Республики Бурятия. Исследование проводилось в рамках внутривузовского конкурса грантов ВСГИК. В своем выступлении Е.А. Кучмуруковой, деканом гуманитарно-информационного факультета были обобщены полученные результаты, заострено внимание на наиболее важных и проблемных вопросах.

Основные факторы, влияющие на формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста и обучающихся в муниципальной системе образования города Саянска, были раскрыты М.Н. Берестенниковой, методистом МОУ ДПО «Центр развития образования города Саянска» и Е.Ю. Зарубиной, библиотекарем Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Саянск.

Сочетание теоретических и практических основ семейного чтения, характеристика печатных и электронных ресурсов, направленных в поддержку семейного чтения, отражены в выступлении Г.А. Шаньгиновой, заведующей кафедрой библиотечно-информационных ресурсов. Ею был обобщен опыт общедоступных библиотек Республики Бурятия, использующих семейное чтение в своей деятельности.

Интерес у слушателей вызвало выступление В.И. Котовой, заведующей библиотекой МАУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» г. Улан-Удэ, в котором была представлена модель сетевой мультимедийной библиотеки в структуре школьного информационно-библиотечного центра, подробно охарактеризована ее структура.

Электронные библиотеки для подростков представила И.А. Фокичева, старший преподаватель кафедры библиотечно-информационных ресурсов. Ею были охарактеризованы ресурсы, размещенные в свободном доступе и не требующие от пользователей приобретения платной подписки.

В выступлении С.В. Тоглоевой раскрыто использование социальных сетей как средства формирования читательской активности учащихся лицея-интерната № 61 г. Улан-Удэ. Так, педагог-библиотекарь активно работает со школьниками в социальной сети ВКонтакте, применяя разнообразные современные технологии для вовлечения детей и подростков в читающую среду.

Интересный материал практико-ориентированного характера прозвучал в докладе М.В. Космович. Автором на конкретном примере продемонстрирована технология создания флешбука: основные этапы, типичные ошибки, с которыми можно столкнуться при его разработке.

Характеристики различных онлайн-энциклопедий, предназначенных для подрастающего поколения, раскрыты в докладе В.А. Осиповой. Все они прокомментированы, отмечены особенности данных ресурсов для информационно-интеллектуального развития детей и подростков.

С.Ф. Даниленко представлена роль библиотеки в развитии творческих способностей подростков. Акцентируя внимание на опыте федеральных детско-юношеских библиотек, специалист рассмотрела проекты, ориентированные на подготовку будущих писателей.

Результаты социологического исследования среди старшеклассников 8-11-х классов города Братска Иркутской области стали стержневым пунктом выступления Т.В. Шемелиной.

Инновационный проект «Волшебный рюкзачок», его структура и содержание прозвучали в докладе заведующей библиотекой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77 г. Иркутска» Ю.В. Певцовой. Этот проект нацелен на учащихся младшего школьного возраста, предусматривает поддержку семейного чтения. Подчёркнута взаимосвязь данной формы работы библиотеки с опытом библиотек Республики Бурятии.

По итогам выступлений и их обсуждения участниками семинара были разработаны рекомендации.

Запись трансляции регионального семинараhttps://www.youtube.com/watch?v=72dYu-w0NBI&feature=emb_logo

Добавить комментарий