Педагогические технологии как способ достижения метапредметных результатов на уроках физики
АВТОР ДОКЛАДА: Арутюнян Лаурита Нориковна, учитель физики МБОУ г. Иркутска Лицей №1
Сила в единстве
Автор: Городецкая Ольга ·
АВТОР ДОКЛАДА: Арутюнян Лаурита Нориковна, учитель физики МБОУ г. Иркутска Лицей №1
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Методически грамотный доклад! Большое спасибо автору за предоставленный материал. Обязательно буду использовать в своей практике.
Понравилось задание, связанное с мультфильмом «Дюймовочка». Является интересным приемом для мотивации обучающихся. Спасибо.
Использование на уроке фрагментов мультипликационных фильмов на начальном этапе изучения физики позволяет повысить интерес и внимание обучающихся к изучаемому материалу, стимулируют активную мыслительную деятельность учеников и позволяют обучающимся глубже проникнуть в сущность изучаемого явления. Прием, который демонстрирует автор в своей работе, применяя технологию проблемного обучения на уроке, способствует и повышению его эмоционального фона на уроке.
Работа интересна описанием применения различных технологий, используемых на уроке для достижения поставленных целей. Несомненно ценной является информация по обобщению и систематизации существующих технологий. Использование данных технологий, несомненно позволят реализовать современный подход к осуществлению учебной деятельности.
Ваша работа понравилась, прежде всего, ориентацией на конкретную ситуацию и опрой на собственный опыт. Особый интерес представляет таблица с перечнем педагогических технологий и приемы. Конечно, хотелось бы познакомиться с большим количеством примеров с использованием приемов. В целом работа выполнена хорошо, спасибо.
На уроках физики, помимо перечисленных педагогических технологий, часто используем технологию проблемного обучения. Приведем один из ее приемов. Прием «необъявленная тема» позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
На этапе урока «Мотивация», создаем проблемную ситуацию и на основе проблемной ситуации, выявляем место и причины затруднения у обучающихся.
Реализация деятельностного подхода обеспечивается системой дидактических принципов. В предложенном автором отрывке урока наглядно демонстрируются следующие принципы: а) Деятельностный (ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности); б) Психологической комфортности (предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения), в) Целостности (предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Очень хорошо показан методический прием «необъявленная тема». Данный подход весьма эффективен на уроках физике в основной школе. Наглядно, познавательно, интересно!
Интересная идея привлечения внимания детей к теме. Не уверена, что смогла бы использовать видео на своем уроке (затратно по времени и технически не всегда возможно), но хотелось бы. Дана достаточно подробная таблица «Перечень педагогических технологий для организации обучения школьников целеполаганию». Если честно, с некоторыми приемами я столкнулась впервые и пришлось найти их описание отдельно и изучить.
Спасибо за такую подборку педагогических технологий. Автор на конкретных примерах показал, как можно их использовать. Обязательно возьму их в свою копилочку.
Затронутая автором тема важна и актуальна. Дан перечень приёмов, используемых в тех или иных технологиях для организации обучения школьников целеполаганию. Было бы полезно подробнее познакомиться не только с приёмом «необъявленная тема», но и с некоторыми другими тоже. Возможно, у автора есть подборка материалов, и он может поделиться ссылкой на них.
Очень интересные задания. Как примером можно воспользоваться и на других уроках естественно-научного цикла. Дети любят нестандартные уроки.
Отличный вариант работы не только в школе,но и как вариант использования в доу в группа старшего дошкольного возраста. Спасибо.
Очень интересные задания, особенно понравилось задание из мультфильма «Дюймовочка»
Замечательные приемы педагогических технологий, но выбрав даже одну технологию невозможно провести по ней начало урока одинаково у всех классов по параллели. Так как класс классу рознь. Поэтому целеполагание в разных классах будет варьироваться по времени, по правильности сделанного выбора и вывода, то есть цели. Что приводит к вопросу: как вы компенсируете такой подход в разных классах?
В своих классах применяю такие способы как анализ прочитанного текста, просмотренного видео фрагмента (как у вас) или гифка. Не зависимо от возраста, а, следовательно, класса детям очень нравятся такие варианты. По факту использую минимум педагогических технологий 5 — 6. Поэтому интересно узнать еще некоторые факты. Вы используете все эти педагогические технологии, что перечислены в таблице? Или есть все же те что являются приоритетными и удачными на определенных возрастных группах?
Ольга, благодарю Вас за комментарий и поставленные вопросы! Действительно, провести по одной технологии(совместно с приемом) этап урока «Открытие нового знания» и получить одинаковый результат у всех классов по параллели, довольно сложно. Поэтому, выбирая пед.технологию, я подбираю несколько приемов для формулировки цели урока. Часто использую прием «Подводящий диалог»- задаю вопросы, которые направляют ребят на верную мысль. С данным приемом, процесс совместного целеполагания происходит в течении 2-3 мин. По моему опыту, самыми удачными пед.технологиями являются: для основной школы — Игровая технология, Технология проблемного обучения (особенно выделяю приемы: «Необъявленная тема», «яркое пятно», «группировка»), Технология обучения в сотрудничестве (прием: «Пила»), Технология формирования критического мышления (прием: «Кластер»). Для старшей школы выделяю проектную технологию (прием: «мозговой штурм») и кейс-технологию (приемы: «кейс-ситуации, «фото-кейс»). Кроме вышеперечисленных педагогических технологий, для реализации процесса «целеполагание» можно использовать еще такие универсальные приемы обучения, как «работа над понятием» и «опорные глаголы», которые также способствуют овладению умения постановки цели и ее достижение в конце урока.