Приемы и способы решения расчетных задач по физике при подготовке выпускников к ГИА

АВТОР ДОКЛАДА: Манданов Алексей Исаакович, учитель физики и астрономии МБОУ «Осинская СОШ №1» Осинский район

Скачать материала

комментариев 12

  1. Коновалова Ирина:

    Научить учащихся решать физические задачи – действительно одна из сложнейших педагогических проблем. Автор статьи показывает свою систему при обучении решению физических задач. Спасибо, что делитесь своими «изюминками», которые рождаются в ходе кропотливой работы над этой проблемой. Ваша схема ключевых понятий будет хорошим путеводителем ученику при подготовке к экзаменам. Воспользуюсь обязательно в своей практике.

  2. Преловская Юлия:

    По мере изучения предмета следует постепенно переходить от решения простейших задач к решению уже более сложных, требующих большего времени, заданий. Отработку поэтапного подхода можно проводить на уроках решения задач, повторительно – обобщающих уроках, различных факультативных и элективных курсах.

  3. Некрасова Ирина:

    В своей статье Алексей Исаакович структурирует подходы к отработке учебных умений по решению физических задач. Он выделяет два алгоритма для стандартных задач и задач повышенного уровня сложности. Интересен опыт применения ключевых понятий и их смысла в задачах по физике. Понятно, что представленный перечень лишь примерный и даёт возможность учителям и ученикам дополнять его своими пунктами.

  4. Арутюнян Лаурита:

    Алексей Исаакович, спасибо за предоставленный опыт. Ваши структурированные приемы и способы решения расчетных задач очень помогут мне при подготовки учащихся к ГИА.

  5. Danilovich Marina:

    Прочитав доклад можно увидеть кропотливый труд учителя, методы и отработанные годами приемы. Автор, делясь опытом своей работы, акцентирует внимание на ключевых понятиях и их смысле при решении задач по физике, которые умело использует в процессе подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Интересно! Возьму себе на заметку.

  6. Natali28:

    Алексей Исаакович, интересно познакомиться с опытом Вашей работы с ребятами, поскольку Вы сами являетесь дважды победителем регионального этапа ДНК-олимпиады! Алгоритм решения расчётных задач общеизвестен, а вот было бы интересно познакомиться с методикой подготовки к решению качественных задач… но, это тема другого разговора. Правильно ли я понимаю, что детальное рассмотрение ключевого понятия приведёт нас к рассмотрению ключевой ситуации, являющейся ядром решения более сложных задач по той или иной теме?

    • Манданов Алексей:

      С качественными задачами немного сложнее, задавать жесткий алгоритм не всегда бывает возможно. Особенно тогда, когда качественная задача требует развернутого решения в рамках ВПР, ОГЭ или ЕГЭ. Поэтому исходим из ситуации. «…Правильно ли я понимаю, что детальное рассмотрение ключевого понятия приведёт нас к рассмотрению ключевой ситуации, являющейся ядром решения более сложных задач по той или иной теме?» — совершенно верно!

  7. Шаповалова Алёна:

    Полностью согласна с автором в том, что необходимо введение поэтапного подхода, начиная с 7го класса. Даже при нехватке времени, этому стоит уделять достаточное внимание, что бы в девятом классе не сталкиваться с тотальным непониманием, особенно в решении количественных задач.
    Понравилась таблица с ключевыми понятиями и их смыслов задачах — вроде бы просто, но раньше такого не встречала. Обязательно использую ее в своей работе. Спасибо автору.

  8. Верхозина Татьяна:

    Автор поделился  методами и приёмами, которые помогают научить обучающихся  навыкам по решению физических задач любого уровня сложности.  Без правильного решения задач, сдать успешно экзамен не возможно. Поэтому считаю, что материал статьи очень полезен. Ведь одним из ключевых требований к предметным результатам обучения является умение учащихся решать физические задачи. Проверка навыков умения решать физические задачи является основным элементом промежуточной аттестации обучающихся, различных мониторингов, государственной итоговой аттестации в рамках ОГЭ и ЕГЭ по физике.  

  9. Верхозина Татьяна:

    Автор поделился  методами и приёмами, которые помогают научить обучающихся  навыкам по решению физических задач любого уровня сложности.  Без правильного решения задач, сдать успешно экзамен не возможно. Поэтому считаю, что материал статьи очень полезен. Использование этих методик, позволяет автору, готовить выпускников к экзаменам.

    Одним из ключевых требований к предметным результатам обучения является умение учащихся решать физические задачи. Проверка навыков умения решать физические задачи является основным элементом промежуточной аттестации обучающихся, различных мониторингов, государственной итоговой аттестации в рамках ОГЭ и ЕГЭ по физике.  

    Опыт работы показывает, что обучающиеся испытывают ежегодный анализ итогов Единого Государственного Экзамена по физике показывает, что более трети выпускников вообще не приступает к решению задач с развернутым ответом, а среди приступивших более половины не справляются с решением хотя бы 2 или 3 задач.  Подобная картина наблюдается и в рамках ОГЭ по физике. Причинами этих затруднений могут быть слабые теоретические знания учебного материала, низкая математическая культура вычислений, неумение найти верные подходы к решению той или иной физической задачи.  

    2 / 6

    Каким же образом можно исправить сложившуюся ситуацию? Очевидно, что при обучении физике в школе, подготовке выпускников к итоговой аттестации требуется использование максимально эффективных методов и приемов, помогающих научить обучающихся  навыкам по решению физических задач любого уровня сложности.  

    С целью выработки общего  подхода к решению различных  физических задач целесообразно использование поэтапного подхода, предполагающего пошаговое решение задачи, от одного этапа к последующему.

    Алгоритм использования поэтапного подхода для решения расчетных задач базового уровня:

    1) прочитать задачу, уточнить о каком физическом явлении в задаче идет речь;  

    2) записать в краткой форме  и перевести в СИ известные величины, указать искомую величину;

    3) определиться  с необходимым для расчетов законом или формулой;

    4) при необходимости выразить искомую величину из формулы,  произвести соответствующие расчеты искомой величины;

    5) по возможности произвести анализ полученного ответа (реален ли полученный ответ);

    Алгоритм использования поэтапного подхода для решения расчетных задач повышенного и высокого  уровней:

    1) прочитать задачу, уточнить о каком физическом явлении в задаче идет речь, согласно условиям задачи определить физическое тело, о котором говорится в задаче;  

    2) указать возможные иные тела, действующие на него, в каких условиях тела взаимодействуют между собой; возможность использования отдельных законов и формул, относящихся к данному явлению;  

    3 / 6

    3) записать в краткой форме условия задачи с учетом СИ, указать искомую величину; уточнить необходимость записи табличных данных для отдельных тел (плотность, удельное сопротивление и т.д.);  

    4) по необходимости выполнить рисунок, показав взаимодействующие тела и дополнительные обозначения (оси координат и т.д.);  

    5) выбрать и записать формулы и законы, применимые для физического явления, описанного в задаче;  

    6) проверить, равенство количества уравнений количеству в них неизвестных величин, при необходимости нужно уравнения  добавить;

    7) выразить из формулы (уравнения) искомую величину, при необходимости решить систему уравнений;

    8) найти значение искомой величины, произвести по возможности оценку реальности ответа.

    Очевидно, что применение поэтапного подхода  к решению физических задач  потребует достаточно большого времени на разъяснение учащимся последовательности всех этапов решения задачи от первого до последнего. Поэтому начинать освоение поэтапного этапа следует уже с самого начала изучения физики, т.е. уже с 7 класса.  

    По мере изучения предмета следует постепенно переходить от решения простейших задач к решению уже более сложных, требующих большего времени, заданий. Отработку поэтапного подхода можно проводить на уроках решения задач, повторительно – обобщающих уроках, различных факультативных и элективных курсах. Если  работа по освоению поэтапного подхода будет планомерной и систематичной, то наилучший результат можно получить уже в  9 классе, особенно с теми учащимися, кто сдает ОГЭ по физике. Естественно, что в старшей школе с изучением уже более сложных и объемных разделов физики, применение поэтапного подхода поможет в подготовке к сдаче ЕГЭ.

  10. Козлова Ольга:

    Научить решать задачи при подготовке к ОГЭ и ГИА это действительно большая проблема. У данного автора мне понравился метод ключевых понятий. Попробую применить его в своей практике. Также хороший результат дает метод алгоритмов.

  11. albin1961:

    Очень полезная информация об алгоритме использования поэтапного подхода для решения расчётных задач всех уровней, хотя применение поэтапного подхода к решению физических задач потребует много времени, но при систематической работе по освоению поэтапного подхода учащиеся более успешно сдадут ОГЭ И ГИА.

Добавить комментарий