Диагностика психического развития ребенка от рождения и до первого года жизни.

Каждый психолог знает, любит и, возможно, периодически употребляет или хотя бы раз за всю свою профессиональную деятельность употреблял фразу «все мы родом из детства» и «все проблемы из детства». Второе высказывание, скорее всего, более популярно в обществе психоаналитиков (но это не точно). Однако, фраза «все мы родом из детства» споров ни у кого не вызывает. Вместе с этим, если эта фраза истинна и действительно проблемы могут тянуться из детства, возникает вопрос как же проводить диагностику психического развития ребенка в самом раннем возрасте? Ведь с ребенком до одного года даже проективные тесты провести невозможно. В данной статье изложена информация о том, как же можно проводить диагностику психического развития ребенка от рождения и до первого года жизни (информация подготовлена на основе учебного пособия Г.Н. Лавровой «Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3-х лет).

Диагностика ребенка от рождения до 6 месяцев.

Проводится по следующим направлениям: уровень развития общения ребенка со взрослым и познавательная активность по отношению к предметам [39].
Данные направления в диагностической работе предложены Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39].

Первое направление – уровень развития общения. По определению авторов «судить об уровне развития общения у ребенка в этом возрасте можно лишь по совокупности характеристик комплекса оживления в ситуациях, различающихся «коммуникативной задачей», которая возникает перед младенцем» [39, с. 14].

Параметры и показатели общения.

  1. Инициативность ребенка в общении. Это стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение.
    Показатели инициативности: ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение [39, с. 13].
  2. Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого. Это готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и т.д.).

Показатели чувствительности к воздействиям взрослого:
– внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом);
– положительное отношение (ответные положительные, эмоциональные проявления – улыбки, двигательное оживление, вокализации);
– перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослого (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизация комплекса оживления в период паузы) [39, с. 13–14].

Внимание! Чувствительность к воздействиям взрослого появляется в онтогенезе первой и нарастает постепенно: сначала младенец проявляет внимание и интерес к воздействиям взрослого, затем ответные, положительные реакции на них и инициативные проявления [39, с. 14].

  1. Средства общения. Это степень овладения младенцем коммуникативными средствами.
    Показателями данного параметра:
    – количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения.

Внимание! «Состав комплекса оживления в силу тех или иных причин иногда бывает неполным. Например, у воспитанников Дома ребенка отмечается отсутствие вокализаций, если взрослые мало разговаривают с детьми. В отдельных случаях комплекс оживления может быть полным по составу, но при этом все его компоненты выражены слабо» [39, с. 14].
У ребенка с некоторыми органическими нарушениями центральной нервной системы наблюдается отсутствие или слабая выраженность двигательного оживления.

Запомни! О сформированности у ребенка потребности в общении можно говорить лишь при наличии следующих четырех признаков [39, с. 14]: – взгляда в глаза взрослого,
– ответных и инициативных улыбок,
– двигательного оживления и вокализаций,
– стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым.
Диагностика развития общения ребенка со взрослым включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, различающиеся по степени коммуникативной активности взрослого [39, с. 14–16].

Второе направление психологической диагностики – уровень развития познавательной активности. [39, с.14].

По определению отечественных ученых А.С. Галанова, Э.Л. Фрухт, Е.А. Стребелевой,     А.А.     Реана,     Е.О.     Смирновой,     Л.Н.       Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, Ю.А. Разенковой и других,познавательная активность ребенка к предметному миру в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, в интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, в его стремлении ознакомиться с предметом всеми доступными средствами [11, 30, 34, 39, 47]. 

В первые недели жизни внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок научается рассматривать предмет, прослеживать его движение, а вскоре и наблюдать за перемещением в более отдаленном пространстве. Известно, что с помощью рта младенец получает много информации: дети стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, поднесенному ко рту, любят сосать соску, кулачки, пеленку. 

При благоприятных условиях воспитания (полноценном общении, отсутствии тугого пеленания и свободных ручках, наличии в зоне досягаемости игрушек, привлечении к ним внимания ребенка, совместном со взрослыми их восприятии) в 2–3 месяца к обследованию предметов подключаются руки. К 4 месяцам ребенок может удерживать предмет, совершать некоторые действия, количество и разнообразие которых неуклонно возрастает [1, 10, 39, с. 24].

При благоприятных условиях воспитания для нормально развивающегося ребенка характерным является поиск новых впечатлений. Теперь рассмотрим подробно содержание параметров познавательной активности ребенка первого полугодия жизни, разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 24].

  1. Внимание и интерес к предметам. Это степень сосредоточенности ребенка на предмете, выраженность его внимания, интереса или удивления, наличие или отсутствие отвлечений в процессе восприятия предметов.
  2. Положительные эмоциональные проявления. Это выраженность улыбки, двигательного оживления и вокализаций, сопровождающих восприятие ребенком предметов и действий с ними.
  3. Познавательные действия. Это стремление ребенка к обследованию предметов, которое предполагает наличие зрительных, оральных и мануальных действий, совершаемых ребенком при визуальном восприятии и тактильном обследовании предметов.

Все вышеперечисленные параметры определяются по показателям поведения ребенка в разных ситуациях предъявления предметов. Рассмотрим содержание  диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 25–26]

 Диагностика уровня развития общения ребенка от 6 месяцев до 1 года. Описание диагностических ситуаций

Диагностику психического развития ребенка второго полугодия будем проводить по следующим направлениям:  уровень развитияситуативно-делового общения и уровень развития предметно-манипулятивной деятельности[39].

Рассмотрим содержание параметров и показателей данных направлений, предложенныхЕ.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой[39, с. 33–53]. Первое направление – уровень развития ситуативноделового общения. 

Параметры ситуативно-делового общения

По определению Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются: инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения, эмоциональная вовлеченность в общение,предпочитаемая форма общения.

Описание содержания каждого параметра представлено с позиций вышеуказанных ученых [39, с. 33–53].

1. Инициативность. Этожелание ребенка привлечь к себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить к помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение и т.д. [39, с. 36]. 

Инициативность ребенка может проявляться в обращениях ко взрослому по разнообразным поводам:

  • достать недосягаемый предмет (например, упавшую или находящуюся в отдалении игрушку);
  • повторить интересное действие с игрушкой (например, завести юлу, машинку, подбросить мячик и т.д.);
  • побудить его к желаемому взаимодействию (например, доставать из коробки игрушки и отдавать их ребенку, затем брать их у него и складывать обратно);
  • оказать помощь при затруднении (например, открыть дверцу машинки, снять с куклы фартучек);
  • в поисках сопереживания, защиты и поддержки (адресует взрослому свою радость и огорчения);
  • с целью получить оценку своих действий (например, сняв кольцо пирамидки, посматривает выжидающе, заглядывает в глаза)  [39, с. 36].

При этом ребенок использует разнообразныесредства общения, что является следующим параметром общения.

2. Средства общения:

  • экспрессивно-мимические (положительные и отрицательные эмоции, голосовые проявления);
  • предметно-действенные (жесты, локомоции, действия с предметами и «изображения» действий). Например, ребенок подползает к взрослому, указывает на волчок, протягивает или вручает его взрослому, двигает рукой, изображая действия взрослого, заводящего игрушку; 
  • предречевые средства общения – лепет, первые слова. 

Известно, что владение средствами общения отражает коммуникативный опыт ребенка. «Если взрослые недостаточно общаются с младенцем (не дают образцов коммуникативных средств и не проявляют чуткости к ребенку), его коммуникативные средства бедны, однообразны и примитивны» [39, с. 36].

3. Чувствительность к воздействиям взрослого. Это желание и готовность ребенка воспринять его воздействия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребенка на обращения взрослого:

  • берет предложенный предмет, принимает помощь, пытается подражать или подражает действиям взрослого; 
  • реагирует на похвалу и порицание;
  • согласовывает собственные действия с действиями взрослого [39, с. 36].
  • Эмоциональная вовлеченность в общение. Это есть степень интереса  ребенка к взаимодействию со взрослым, удовольствия от общения, желания его продлить. Этот параметр проявляется в эмоциональной окраске коммуникативных актов ребенка, количестве отвлечений от общения.
  • Предпочитаемая форма общения отражает уровень развития коммуникативной потребности, степень ее напряженности и удовлетворенности и  характер предыдущего коммуникативного опыта. 

Запомни! Предпочитаемые ребенком виды общения:

  1. Если у малыша сформирована потребность во внимании и доброжелательности взрослого, но недостаточно удовлетворяется, то он преимущественно стремится к ситуативно-личностному общению (СЛО), так же как и ребенок, у которого еще не сформирована потребность в сотрудничестве со взрослым. 
  2. Если малыш у которого потребность во внимании и доброжелательности сформирована и удовлетворяется достаточно, который начал приобретать опыт сотрудничества со взрослым, обычно стремится к ситуативно-деловому общению (СДО). 
  3. Если ребенок, имеет недостаточный опыт общения и слабовыраженную коммуникативную потребность, то он чаще предпочитает одиночную деятельность с предметами. 
  4. Если ребенок, имеет богатый опыт ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения, то он легко соглашается на любую форму общения, обычно инициирует ситуативно-деловое общение, с удовольствием играет самостоятельно [39, с. 37].

Диагностика развития общения ребенка со взрослым включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 37–39].

Внимание! Ребенок после 6 месяцев испытывает «страх перед незнакомцем», поэтому  необходимо выполнять следующие условия: 

  • перед тем как проводить диагностику, предоставить ребенку возможность освоиться в новой обстановке, познакомиться с незнакомым взрослым. В момент знакомства ребенку лучше находиться на руках у матери; 
  • выразить доброжелательное отношение к младенцу (поздороваться с улыбкой, ласково назвать по имени), но не демонстрировать чрезмерной активности, а подождать инициативы со стороны ребенка; 
  • если ребенок проявляет настороженность, не следует непосредственно обращаться к нему, лучше попытаться привлечь его внимание действиями с игрушками, сопровождая их соответствующими комментариями; 

демонстрируя игрушки, время от времени предлагайте их младенцу, но не будьте слишком настойчивы. Рано или поздно ребенок проявит интерес, начнет брать игрушки, перестанет боятся присутствующих, тогда можно приступать к диагностике [39, с. 37].

Диагностика предметно-манипулятивной деятельности ребенка от 6 месяцев до 1 года. Описание диагностических ситуаций

Как указывают Е.О Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю Мещерякова уровень развития предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни характеризуется исполнительской стороной деятельности, его эмоциональным отношением к предметам, действиями с ними. 

Исполнительская сторона предметно-манипулятивной деятельности состоит из разнообразных действий с предметами: неспецифические (ориентировочноисследовательские, манипулятивные), специфические и культурнофиксированные. Перечисленные выше виды действий, которые может совершать ребенок, дают возможность выявить уровень овладения предметноманипулятивной деятельностью как исходным этапом предметной деятельности человека [39, с. 47].

Рассмотрим содержание параметров предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни с позиций Е.О Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю Мещеряковой [39, с. 47–53]. 

1. Виды действий

Первый вид действий – неспецифические действия или ориентировочноисследовательские. Это действия, которые ребенок производит со всеми предметами, независимо от их физических свойств и функций:

  • зрительные действия (рассматривает, вглядывается, наблюдает); 
  • оральные действия (прикасается губами, языком, вкладывает в рот, сосет, лижет, кусает);
  • мануальные действия (прикасается пальцем, ладонью, захватывает, ощупывает, царапает, перекладывает из руки в руку, поворачивает в руках и т.д.). 

Второй вид действий – неспецифические манипулятивные действия. Ребенок по многу раз повторяет какое-то понравившееся действие – стучит предметом по поверхности стола, размахивает им, двигает предмет, часто даже не глядя на него [39, с. 47]. После 10 месяцев ребенок уже интересуется внутренним содержимым вещи – пытается расчленить предмет на составные части и вновь соединить их. 

Третий вид действий – специфические и культурно-фиксированные. 

Примерно к 8 месяцам ребенок овладевает специфическими действиями.

Будучи не в состоянии совершать такие сложные и интересные действия, какие ребенок наблюдает в игре со взрослым, он побуждает старшего партнера по многу раз воспроизводить понравившееся действие («пищать» игрушкой пищалкой, заводить прыгающую лягушку, открывать и закрывать коробочку, выключать свет, собирать и разбирать пирамидку и др.). Малыш сам пытается  присоединиться к взрослому, пробует сделать то же, что он. Так постепенно ребенок  овладевает специфическими действиями с предметами. [39, с. 48].

К концу годаребенок осваивает культурно–фиксированные действия (ест ложкой, пьет из чашки и т.п.). 

Таким образом, виды действий с предметами такие как: неспецифические ориентировочно-исследовательские(зрительные, оральные, мануальные), неспецифические манипулятивные, специфические и культурно-фиксированные действия определяют содержание диагностики параметра: виды действий  предметно – манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни [39, с.

2. Познавательная активность 

По определению О.Е. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю Мещеряковой, содержание данного параметра составляют: разнообразие действия с предметами и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность [39, с. 48]. 

Разнообразие действий с предметами – это стремление и умение ребенка с помощью действий извлечь максимум информации о предмете.

Эмоциональная вовлеченность малыша в деятельности – это степень любознательности ребенка, степень удовольствия от действий и их результата,  степень настойчивости в попытках завладеть предметом, обследовать его [39, с. 48].

Диагностика развития предметно-манипулятивной деятельности ребенка включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 48–49].

В данной статье представлено описание диагностических ситуаций. Кликните тут, чтобы перейти к самим диагностическим материалам по этой теме. А также пишите в комментарии Ваши размышления и делитесь ссылками на другие материалы по теме диагностики психического развития ребенка от рождения до 1 года.

Добавить комментарий