Программа развития универсальных учебных действий в 5-7 классах путем внедрения системы задач и заданий, формирующих УУД через предмет (МАОУ «Гимназия №8» Ангарского городского округа)
Автор: Фомина Елена · Опубликовано · Обновлено
Авторы-разработчики практики: Григорьева Ольга Валерьевна, учитель истории и обществознания, права.
Краткая аннотация практики:
Программа развития универсальных учебных действий в 5-7 классах конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.
Программа развития универсальных учебных действий в 5-7 классах определяет:
— цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий в 5-7 классах, описание основных подходов, обеспечивающих эффективное их усвоение обучающимися программного содержания.
— ценностные ориентиры развития универсальных учебных действий, место и формы развития универсальных учебных действий;
— связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
— описание технологий развития универсальных учебных действий;
— условия развития универсальных учебных действий;
— планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Реализация программы развития универсальных учебных действий позволяет:
– развивать у учеников способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
– формировать личностные ценностно-смысловые ориентиры и установки, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия;
– формировать опыт переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
– повышать эффективность усвоения учащимися знаний и учебных действий, формировать компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– формировать навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);
– способствовать овладению приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– формировать и развивать компетенции учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно- коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.
В основе развития универсальных учебных действий в основной школе, лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность ученика признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это определяет ведущую роль развития универсальных учебных действий в достижении целей образования, придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий.
Система формирования универсальных учебных действий через постановку учебной задачи и заданий на уроке предполагает соблюдение на всех уровнях организации образования следующих условий:
— понятия раскрываются через цели, способы, средства действий, лежащих за этим понятием;
— способы и средства действий не сообщаются заранее в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;
— присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.