Развитие и воспитание компетентного гражданина России
Цель: развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитание духовно-нравственных качеств, активной жизненной позиции, развитие потенциала учащихся, их социализация.
Задачи:
- Формирование патриотизма и гражданской солидарности.
- Совершенствование предметно-пространственной среды в школе, способствующей формированию нравственно-патриотических чувств школьников.
- Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, соучениками в решении общих проблем через активные формы взаимодействия.
- Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (взаимодействие с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде).
Направление/полный комплекс:
Представляем несколько форм реализуемой нами практики:
1. Военно-спортивная игра «Зарница» с элементами квест-игры: игра учит ребят практическим навыкам походного и военного дела, знакомит с различными военно-прикладными видами спорта, дает навыки работы в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль, выработка командного духа), ребенок осваивает информационные технологии для решения задач (для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, буклетов, газет и многого другого), приобретает навык публичных выступлений, игра способствует выбору профессии.
2. Проект «Школьный стрелковый тир» способствует формированию у участников метапредметных знаний и ключевых компетенций, таких, как овладение операциями из пяти «П»: П-роблема, П-роектирование, П-оиск информации, П-родукт, П-резентация; в ходе реализации проекта ребята учатся работать в команде, искать социальных партнеров, трудиться на благо школы. А после открытия школьный тир способствует развитию у школьников навыков стрельбы, умению владеть оружием, меткости. Во время занятий у школьников воспитываются дисциплинированность, смелость, настойчивость, патриотизм. В школе созданы кадетский класс и отряд юнармейцев, занятия в тире помогают кадетам и юнармейцам добиться результатов в военно-прикладных видах спорта, на сборах и в районной военно-спортивной игре «Зарница». Школьный стрелковый тир способствует организации досуга подростков во внеурочное время, а также развитию спорта — на базе школы открыта секция биатлона районной спортивной школы.
3. Проект «Школьный музей — хранитель памяти» — первый этап на пути формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре, развития социально активной личности с чувством национального самосознания и осознанной гражданской позиции.
4. Летняя смена «Юнармейцы» в лагере с дневным пребыванием детей на базе ОУ — пора активного отдыха для детей и взрослых. Дети имеют возможность отдохнуть в лагерях разного статуса и направленности, где находят новых друзей, весело проводят свободное время и укрепляют свое здоровье. В процессе реализации программы летнего лагеря на базе ОУ была создана педагогическая воспитательная среда, способствующая укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности; сознательному стремлению к ведению здорового образа жизни; развитию коммуникативных навыков, способствующих социализации и самореализации детей. Программа отряда юнармейцев содействовала физическому, психическому, интеллектуальному и нравственному развитию школьников: занятия физической и начальной военной подготовкой, регулярные спортивные тренировки в рамках программы, интересные встречи и экскурсии помогли ребятам приобрести дополнительные знания, умения и навыки, способствовали воспитанию морально-волевых качеств и формированию у школьников интереса к военной службе.
Проблемы, которые были решены путем реализации практики:
1. Обеспечение активной роли детей в своем нравственно-патриотическом развитии.
2. Гуманизация воспитательного процесса: преодоление авторитарных методов в работе с детьми, организация школьной жизни на принципах инициативы и творческого сотрудничества детей и взрослых, создание в образовательном учреждении обстановки, способствующей свободной дискуссии.
3. Управление процессами развития и воспитания детей: формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Данная практика направлена на патриотическое воспитание личности. О чем свидетельствует представленные документы и очень патриотичное видео. Социальный аспект объясняет внедрение данной практики и она, действительно, актуальна. Практика представлена разными формами, что говорит о привлечении ребят разного возраста. Прослеживается систематическая работа в данной практике. Желаю дальнейших достижений!