Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через внеурочную деятельность по курсу ОРКСЭ посредством театрализации
Цель: создание условий для формирования и развития духовно-нравственных качеств личности и навыков нравственного мировоззрения младшего школьника через внеурочную деятельность по курсу ОРКСЭ посредством театрализации.
Задачи:
- расширить представления детей о культуре народов России посредством введения их в литературную культуру;
- формировать понятия об основных нравственных категориях;
- обеспечить социальную адаптацию школьников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора;
- воспитывать положительные духовно-нравственные качества личности учащихся;
- развивать эмоциональную и духовную сферы ребенка;
- организовывать в семье совместную творческую деятельность.
Проблемы, которые были решены путем реализации практики:
Проблема, которая возникла после первого года введения курса ОРКСЭ такова, что год не позволяет ввести обучающихся в мир культуры разных народов. У обучающихся наблюдался интерес к теме, где рассматривались общечеловеческие ценности, проблемы нравственного выбора, также ребятам интересно было изучить мир культуры разных народов. Также было отмечено, что до введения проекта, при подготовке сообщений и выбора презентации костюма народа, произведений, ребята к некоторым народам высказывали пренебрежительное отношение. Тогда стало ясно, что начинать погружать обучающихся в мир культуры народов России нужно с первого класса. А так как урок не предусмотрен для решений этих целей, было решено через внеурочную деятельность восполнить очень большой пробел по данной проблеме. Самым действенным и оптимальным методом является метод театрализации.
Работа выстраивалась так, чтобы максимально происходило развитие личностных результатов обучающихся, что является приоритетной целью образовательного учреждения в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Наш проект определяет в качестве ведущей задачи начального общего образования построение культуросообразных стратегий управления личностным развитием школьников.
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные
у обучающихся начального общего образования универсальные учебные действия, которые включают три основных блока:
— самоопределение — сформированность внутренней позиции обучаю-
щегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
— смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла
(«значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы
учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
— морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
На духовно-нравственном воспитании основано развитие личности. Представленная практика создает условия для развития этого воспитания у младших школьников. И чем раньше человек касается нравственности, тем более воспитанным, высоко духовным он становится. Поддерживаю коллег, представляющих данную практику.