Рабочая тетрадь «Иркутская область. Иркутск» для совместной работы с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи (МБДОУ города Иркутска детский сад № 122, МБДОУ города Иркутска детский сад № 2)
Автор: Фомина Елена · Опубликовано · Обновлено
Авторы-разработчики практики: Калиниченко Светлана Анатольевна, учитель-логопед; Модебадзе Юлия Джемаловна, учитель-логопед.
Краткая аннотация практики:
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.
Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первого уровня образования человека — дошкольного образования.
Ребенок дошкольного возраста начинает осознавать свою этническую принадлежность задолго до обучения в школе. Это отмечают А.П. Оконешникова, И.А. Суслова, С.К. Рощин и другие. Дошкольный период формирования личности уникален, от детского восприятия окружающего мира во многом зависят последующие жизненные установки человека. Именно дошкольные образовательные организации (далее ДОО), являющиеся частью единого образовательного пространства, способны создать условия для формирования гражданской идентификации ребенка дошкольного возраста, чувства сопричастности к родному краю, родному городу.
Воспроизводимость представленной практики обеспечена тем, что любой учитель-логопед может использовать данные материалы в любой образовательной организации.
Актуальность разработки «Рабочей тетради «Иркутская область. Иркутск» для совместной работы с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи» обусловлена тем, что происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
ФГОС ДО (п.2.6.) нацеливает содержание:
— образовательной области «познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках….»;
— образовательной области «речевое развитие» на «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; …… знакомство с книжной культурой, детской литературой….».
Особое внимание приобретает создание единого образовательного пространства, обеспечивающего доступность качественного образования, его индивидуализацию, обеспечение возрастной адекватности дошкольного образования. При этом индивидуализация образования предполагает наличие дидактического материала, соответствующего возрасту ребенка-дошкольника, его особенностям и позволяющего познавать окружающий мир не только в совместной с взрослыми деятельности, но и в самостоятельной деятельности.
Однако отсутствие специальных дидактических материалов, помогающих дошкольникам с общим недоразвитием речи осваивать содержание части АОП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, затрудняет организацию образовательной деятельности в МБДОУ г. Иркутска детских садах №122, 2.
Именно отсутствие специальных дидактических материалов, помогающих дошкольникам с общим недоразвитием речи осваивать содержание части АОП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, определяет востребованность подобного рода материалов в среде педагогического сообщества.
Таким образом, современные тенденции государственной образовательной политики, потребности конкретных образовательных организаций обусловили реальную необходимость в разработке «Рабочей тетради «Иркутская область. Иркутск» для совместной работы с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи» для оказания практической помощи педагогам ДОО в организации совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Разделы рабочей тетради охватывают весь спектр знакомства дошкольников с родным городом и включают следующие направления:
Иркутская область.
Иркутская область. Иркутск.
Иркутск старинный.
Иркутск современный.
Памятники Иркутска.
Иркутск промышленный.
Иркутск культурный.
Иркутск театральный.
Иркутск художественный.
Иркутск литературный.
Иркутск музыкальный.
Иркутск спортивный.
Иркутск космический.
Иркутск героический.
Таким образом, достаточное количество разнообразных дидактических упражнений (137 страниц с различного рода играми, заданиями и т.д.) в «Рабочей тетради «Иркутская область. Иркутск» для совместной работы с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи» охватывает все компоненты речевой системы, кроме звукопроизношения, оптимальность использования определенных дидактических упражнений определяется педагогом для каждого конкретного ребенка в определенный момент деятельности.
Достаточность условий для реализации поставленных задач определяется следующим: количество разнообразных дидактических упражнений по разным направлениям коррекционной работы позволяет каждому педагогу осуществить оптимальный выбор коррекционных упражнений для каждого конкретного ребенка.
Инновационность предложенных идей по решению поставленных задач проявляется в том, что авторы попробовали в рамках коррекционной работы охватить все направления знакомства дошкольников с ОНР с родным городом.
Основные мероприятия, в рамках которых используется «Рабочая тетрадь «Иркутская область. Иркутск» для совместной работы с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи»:
— совместная, специально организованная образовательная деятельность (коррекционные групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия, развлечения…). Продолжительность занятий по рабочей тетради в организованной образовательной деятельности определяется педагогом с учетом возможностей и интересов ребенка. Цикличность заданий рабочей тетради позволяет постоянно закреплять отрабатываемые лексико-грамматические категории. Это имеет особое значение для детей с ОНР.
— совместная деятельность в режимных моментах (совместные игры, совместная творческая деятельность…). Использование страниц рабочей тетради в естественных для общения условиях способствует реальной коммуникации ребенка с взрослыми или со сверстниками в коллективной работе в разных видах деятельности дошкольника (игровой, изобразительной, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и т.д.).
— самостоятельная деятельность дошкольника. Для использования в самостоятельной деятельности дошкольника страницы тетради копируются и наполняют образовательные центры предметно-пространственной среды группы.
— совместная деятельность родителей и воспитанников. Для привлечения родителей педагогу рекомендуется познакомить родителей с заданиями рабочей тетради, охарактеризовать их дидактическое значение, рассказать о возможности использования страниц рабочей тетради в домашних условиях. К тому же, богатый иллюстративный материал освободит родителей от бесконечного поиска картинного материала и позволит использовать свободное время на общение с ребенком.