Организация оздоровительно-образовательного пространства для детей 5-8 лет с разными образовательными потребностями, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (МКДОУ Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 6 «Аленький цветочек»)
Автор: Фомина Елена · Опубликовано · Обновлено
Авторы-разработчики практики: Бутакова Наталья Владиславовна, заведующий; Мыльникова Юлия Анатольевна, старший воспитатель; Тарарухина Татьяна Викторовна, инструктор по физической культуре; Шапошникова Наталья Вениаминовна, педагог-психолог.
Краткая аннотация практики:
Содержание психолого — педагогической работы по освоению образовательной области «Физическое развитие» определено ФГОС.
Проанализировав ряд комплексных программ по формированию здорового образа жизни детей, арами практики были выявлены основные концептуальные подходы к решению данной проблемы.
Неоспоримым фактом в данном направлении работы с детьми является положение о том, что главным воспитателем ребенка являются родители. Первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) закладываются в семье. Это закреплено Федеральным Законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.
Острота проблемы состоит в неготовности и некомпетентности родителей в вопросах формирования ЗОЖ у детей с разными показателями здоровья дошкольного или младшего школьного возраста.
Востребованность темы данного проекта по работе с детьми 5-8 лет определялась необходимостью устранения противоречий, выявленных между:
— государственной, социально-культурной значимостью формирования ЗОЖ у детей и недостаточностью методической разработанности сотрудничества образовательной организации с родителями по данному аспекту;
— потенциальными возможностями образовательного учреждения и недостаточной компетентностью родителей по вопросам формирования основ ЗОЖ у детей с разными образовательными потребностями дошкольного и младшего школьного возраста.
Выявленные противоречия, недостаточная методическая и практическая разработанность проблемы обусловили выбор цели проекта: создание оздоровительно – образовательной среды ОО, способствующей эффективному сотрудничеству с родителями по освоению детьми образовательной области «Физическая культура», которая решалась по следующим задачам:
— Создание оптимальных условий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности детей и взрослых, способствующих охране и укреплению их здоровья, приобщения к основам здорового образа жизни и освоению культуры двигательной активности через введение в образовательный процесс ОО нерегламентированных форм организации оздоровления ребенка с разными образовательными потребностями;
— Повышение уровня мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи, семейной установки на здоровьесозидание;
— Разработка системы подготовки родителей с целью определения единой стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка с разными образовательными потребностями, а том числе ребенка с ОВЗ, через активизацию родительского интереса, творчества, самостоятельного поиска способов решения проблем в области здоровья ребенка, оказание адресной помощи родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.
В МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6 «Аленький цветочек» накоплен положительный опыт по реализации мероприятий в данной образовательной области, например, разработана и апробирована авторская программа инструктора по физической культуре Тарарухиной Т.В. «Физическое воспитание и развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в специально – организованной деятельности ДОУ», делающая акцент на здоровьесберегающих компонентах организации образовательного процесса ОУ, ориентированных на часто и длительно болеющих детей и детей с ослабленным состоянием здоровья (2014г.).
С целью определения перспектив взаимодействия педагогов и семьи назрела необходимость проанализировать ситуацию. По итогам анкетирования (октябрь 2016г.), родителей (законных представителей) воспитанников «Как родители (законные представители) оценивают здоровье своего ребенка и каковы их представления об условиях формирования здорового образа жизни у детей» выявлено следующее: 63% опрошенных родителей оценивают здоровье ребенка как хорошее. Оценка не всегда совпадает с реальным положением дел. Основными причинами заболеваний ребенка считают «слабый иммунитет» и «адаптацию к ОУ». Среди других причин заболеваний отмечены: «переохлаждение на прогулке», «недостаточная закаленность ребенка», «контакты с больными», «сквозняки», что доказывает необходимость разъяснительной и консультативной работы с родителями по вопросам организации прогулок, закаливания, теплового и воздушного режима, адаптационного периода и др. Обращает на себя внимание 46% родителей (законных представителей) на изменение здоровья ребенка за время посещения ОУ (из них у 31% детей оно улучшилось, у 15% — ухудшилось). Среди важнейших условий формирования ЗОЖ ребенка 66% приходится на психологический комфорт, а также достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, здоровую гигиеническую среду, рациональное питание, соблюдение режима, закаливание и полноценный сон.
Указаны причины, мешающие родителям уделять должное внимание здоровью ребенка: 52% опрошенных указали на дефицит времени вследствие высокой занятости и отдаленности проживания от ОУ (частный сектор района, садоводческие некоммерческие товарищества — 42%). Нередко в этом случае педагоги сталкиваются и с дефицитом внимания к ребенку, что, естественно, отражается на его здоровье, поэтому такие семьи – особая зона педагогического участия и помощи. Кроме того, достаточно большую часть семей можно отнести к группе риска в связи с отсутствием родителей и проживанием ребенка с опекуном (6 семей), неполные семьи — 86, семьи, имеющие детей с проблемами в здоровье (часто болеющие). Тем не менее, 61% указал, что уделяют внимание укреплению здоровья своего ребенка регулярно. В чем проявляется эта регулярность – еще один важный аспект изучения семьи педагогами. 24% отпрошенных отметили отсутствие необходимых знаний и умений как причину, мешающую уделять внимание здоровью ребенка, и здесь с целью определения дальнейших перспектив взаимодействия педагогов ОУ и родителей важно уточнить конкретные образовательные потребности каждой семьи.
Проведенное анкетирование родителей позволило выявить факторы, влияющие на уровень заболеваемости детей, наличие низкого показателя здоровья, их двигательной активности, это:
Экологическое окружение и социальное неблагополучие, ухудшающее здоровья ребенка;
Низкий уровень самооценки семьи в вопросах ЗОЖ;
Низкий показатель педагогической просвещенности семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка и своего собственного;
Дефицит внимания родителей (законных представителей) к ребенку, отражающийся на его психофизическом здоровье.
Мнение родителей указывает на необходимость регулярного информирования семьи об изменениях в состоянии здоровья ребенка, ребенка с разными показателями здоровья, совместный анализ причин этого, так как представленные данные показывают недооценку взрослыми состояния здоровья детей, не обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка с самой первой ступени дошкольного и начального общего образования. Кроме того, не уделяется должного внимания родителей к общению с ребенком, совместным играм, а также личному примеру взрослых в приобщении ребенка к ЗОЖ. Поэтому работа в данном направлении, направленная на организацию совместной работы педагогов ОУ и родителей, имеет важное значение, ведь ее результаты напрямую связаны ссохранением здоровья детей.