Образовательные проекты как условие интеграции общего и дополнительного образования в общеобразовательной организации (МБОУ «СОШ № 5» города Усолье-Сибирское)
Автор: Фомина Елена · Опубликовано · Обновлено
Авторы-разработчики практики: Ефремкина Наталья Александровна, директор; Дружинина Анна Александровна, заместитель директора; Кудрявцева Надежда Николаевна, заместитель директора.
Краткая аннотация практики:
Существование общества без нравственных и патриотических примеров и идеалов приводит к потере духовных ценностей населения, снижает воспитательное воздействие образования как фактора формирования чувства патриотизма. Изменения в Российском образовании, реализация федеральных государственных образовательных стандартов обозначили необходимость возрождения патриотического воспитания, формирования новых компетенций у учащихся. Решение актуального вопроса реализации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации позволило администрации школы начать интеграцию дополнительного и общего образования. Вначале это представляло реализацию дополнительных общеразвивающих программ во внеурочной деятельности. За время реализации данной модели внеурочной деятельности возникла идея интегрировать общее и дополнительное образование через реализацию образовательных проектов, так началась разработка образовательных проектов «Большая перемена» и «Обмен с пользой», создание медиа-холдинга.
В настоящее время при многообразии теоретических подходов к формированию компетенций у учащихся недостаточно представлена интересная практическая составляющая для формирования коммуникативной, читательской и гражданско-патриотической компетенций. Описываемая практика актуальна, носит деятельностный характер для формирования у учащихся данных компетенций и направлена на организацию практической деятельности, так как через собственную деятельность ребенок лучше понимает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества. Реализуемая практика представлена двумя большими образовательными проектами «Большая перемена» и «Обмен с пользой».
Образовательный проект «Большая перемена» реализуется ежедневно на переменах и призван выявить и развивать творческие и спортивные способности учащихся, интерес к получению дополнительного образования. Чтобы у школьников не было желания бегать по всей школе, надо их заинтересовать спортивной игрой или мастер классом, попробовать себя в роли «режиссёра». Вследствие этого хорошо просматривается причина реализации данного проекта: каждая перемена должна быть проведена учащимися с пользой, способствовать их всестороннему развитию, кроме того, это способствует безопасности и развитию интереса, а также выявить индивидуальные способности учащихся в разных направлениях.
Образовательный проект «Обмен с пользой» реализуется на переменах классами согласно графику на образовательной площадке в фойе, а раз в месяц на этой площадке проходит образовательное мероприятие, организованное администрацией школы. Данный проект призван развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся за счет художественного и декоративного оформления пространства, проведения на площадке всевозможных творческих мероприятий. Проект формирует положительный образ образовательной площадки в глазах детей и расширяет их кругозор, а также обеспечивает открытый доступ к книгам детям разного социального статуса. У проекта много разноплановых, но одинаково важных задач. Одной из задач проекта является привитие ребятам с младшего школьного возраста любви к чтению как основному способу получения не только полезной информации, но и «пищи для души». Кроме того, очень важно научить детей делиться с другими и с благодарностью принимать предложенное взамен.
В образовательных проектах «Большая перемена» и «Обмен с пользой» произошла интеграция образовательных программ общего образования с дополнительными общеразвивающими программами «Медиа-холдинг», «Декоративно прикладное искусство», «Юный оформитель», «Фитнес – аэробика».