Смешанное обучение как технология индивидуализации общего образования (МАУ ДПО «Центр развития образования» муниципального образования города Братска»)

Авторы – разработчики практики: Кускова Ирина Николаевна, директор; Фазлиева Гульнара Адисовна, начальник отдела информационно-консалтинговых и маркетинговых услуг, методист; Филиппов Алексей Ринатович, инженер, методист.

Краткая аннотация практики:

Мир стремительно меняется: на смену классно-урочной системе приходят современные образовательные технологии все шире в образовательной деятельности используются информационно-коммуникационные технологии и современные технические средства (гаджеты)

В свете современных тенденций в развитии образования, реализации направлений модернизации образования очевидно, что развитие системы образования в значительной степени зависит от мастерства педагогов в целом. В соответствии с этим меняется содержание работы методической службы, которое, в первую очередь, направлено на повышение информационных и профессиональных компетенций.

На территории города Братска методическое сопровождение деятельности 107 образовательных организаций (дошкольные 61, общеобразовательные 40 и организации дополнительного образования – 6) и повышение квалификации педагогических работников осуществляет Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр развития образования» муниципального образования города Братска, Это некоммерческая организация, создано на основании постановления администрации муниципального образования города Братска от 26.07.2011 №1564.

В рамках своей деятельности МАУ ДПО «Центр развития образования» оказывает методическое сопровождение реализации национального проекта «Образования» в образовательных организациях города через реализацию муниципальных проектов. Проекты «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего» содержат важные элементы по созданию и развитию современной цифровой образовательной среды, по повышению профессиональных компетенций педагогов, по использованию современных образовательных технологий. В соответствии с этим у педагогических работников города Братска формируется запрос на изучение технологий, которые включают в себя и современную образовательную среду, и содержание учебного предмета, и традиционные для педагогов технологии. Объединить это все позволяет технология смешанного обучения.

Смешанное обучение – технология организации образовательной деятельности, в основе которой лежит объединение технологий традиционной классно-урочной системы и технологий электронного и дистанционного обучения. В основе данной технологии лежат новые дидактические возможности с использованием ИКТ и другими современными средствами обучения. Она призвана помочь преодолеть минусы технологий, используемых сегодня в практике обучения. Смешанное обучение создает новую среду, в которой мастерство педагогов эффективно объединяется с информационными технологиями и потребностями современного образования.

В ответ на запрос педагогов города Братска, с целью удовлетворения требований государственной политики, для восполнения дефицитов в области развития профессиональных компетенций педагогов специалистами МАУ ДПО «Центр развития образования» была разработана программа дополнительного профессионального образования/повышения квалификации «Смешанное обучение как технология индивидуализации общего образования». Направленность программы на уровень образования, вид профессиональной деятельности — Программа дополнительного профессионального образования/программа повышения квалификации. В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций:

слушатель должен знать:

— основные принципы и понятия современной технологии смешанного обучения в школе;

— модели смешанного обучения;

— способы работы с обучающимися при переходе к смешанному обучению;

— принципы выбора устройств современного программного обеспечения для реализации смешанного обучения.

слушатель должен уметь:

— развивать у обучающихся способность взять на себя ответственность за результаты собственного обучения;

— создавать цифровую среду для обучения в зависимости от методических целей;

слушатель должен приобрести навыки:

— создания и проведения урока с использованием технологии смешанного обучения;

— проектирования образовательной среды для смешанного обучения;

слушатель должен приобрести компетенции:

— информационную;

— коммуникативную;

— методическую.

Целью реализации программы является совершенствование у педагогов профессиональных компетенций по использованию в образовательной деятельности технологии смешанного обучения.

Каждый из разделов включают в себя теоретические и практические аспекты внедрения смешанного обучения в образовательной организации.

При изучении первого раздела педагогам предлагается познакомиться с основами смешанного обучения, его основными моделями, с особенностями образовательной среды и др. Важно, что педагог получит возможность научиться подобрать модель смешанного обучения к учебному содержанию, грамотно подойти к выбору интерактивных сервисов и контролирующих элементов, которые будут актуальны для выбранного содержания.

Второй раздел «Инструменты и сервисы, обеспечивающие реализацию смешанного обучения» автоматически является логическим продолжением или самостоятельной программой и посвящен образовательным интерактивным ресурсам, сервисам, платформам, с помощью которых возможно обеспечение реализации данной технологии. В ходе изучения педагоги научаться работать не только с содержательными ресурсами (Учи.ру, РЭШ, МЭО и др.), но с такими сервисами как интерактивные рабочие листы Wizer, образовательные, интерактивные игры, на примере Kahoot, образовательная платформа «Learnis». Особое место в содержании данного раздела отводится применению изученных сервисов в образовательной деятельности.

Важной составляющей программы является возможность реализации сетевой формы обучения. Под сетевой формой понимается организация обучения с использованием ресурсов сетевых партнеров. Для обеспечения данной формы обучения нами предлагается для изучения ряд ресурсов, с помощью которых возможно качественно реализовать данный запрос. Поэтому был разработан раздел №3 программы «Сервисы, реализующие сетевую форму обучения». К изучению слушателям предлагаются виртуальные комнаты, облачные сервисы, видео хостинги. С помощью каждого из них слушатели получат возможность принять участие в виртуальных встречах с представителями ведущих издательств РФ, авторами УМК, представителями различных онлайн платформ (Учи.ру, АНО «Центр развития молодежи», г. Екатеринбург) руководителями и специалистами муниципальных методических служб г. Томска, Кемерово, Челябинска, учителями-практиками, успешно реализующими данную технологию. Все онлайн встречи организованы в рамках сетевого партнерства.

Аттестация слушателей по программе «Смешанное обучение как технология индивидуализации общего образования» является обязательной и осуществляется после освоения каждого раздела и программы в целом. В случае, если слушатель выбрал для изучения полный курс 144 часа, то к итоговой аттестации по итогам курса допускаются лица, завершившие курс обучения и имеющие зачет по всем разделам. В случае, если педагогом выбран для изучения один или два раздела (36, 72, 108 часов), то к итоговой аттестации допускаются лица, завершившие курс обучения и имеющие зачет по всем модулям.

Оценка качества освоения каждого раздела программы состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включает в себя автоматически проверяемый тест. Тест состоит из вопросов с выбором одного или нескольких вариантов ответов, вопросов на соответствие. Для прохождения итогового теста доступна одна попытка. Практическая часть состоит в написании эссе, в котором необходимо высказать свою точку зрения в вопросе перехода на технологию смешанного обучения; разработки мини- проекта «Среда школы в смешанном обучении»; решении кейсов по организации образовательной деятельности. Итоговым продуктом в рамках итоговой аттестации по результатам реализации программы – это разработка серии учебных занятий в технологии смешанного обучения.

Элементом обратной связи о качестве программы повышения квалификации является анкетирования, позволяющая слушателям оценивать организацию и качество учебного процесса, высказывать собственное мнение и предложения об организации образовательной деятельности.

При разработке и реализации дополнительной профессиональной программы использован модульно-компетентностный подход. Именно он обеспечивает практико-ориентированную подготовку, необходимую для совершенствования профессиональных компетенций педагогов, что соответствует критериям Профессионального Стандарта «Педагог».

Добавить комментарий