Образовательный модуль «Формирование информационного иммунитета учащихся как ресурс достижения метапредметных результатов освоения ООП (МОУ «Школа №22 города Черемхово»)

Авторы – разработчики практики: Биснек Наталья Юрьевна, директор; Бузина Наталья Олеговна, заместитель директора; Попова Алёна Сергеевна, заместитель директора.

Краткая аннотация практики:

Программа данного модуля реализуется в рамках городского сетевого университета г. Черемхово. Освоение модуля подразумевает очную форму обучения, во вторую половину рабочего дня. В результате освоения модуля стажеры будут:

иметь представление:

— о содержании и соотношении понятий «информационная компетентность», «информационная грамотность», «информационный иммунитет», «информационная безопасность» учащихся;

— о содержании основных этапов работы с информацией (формулирование информационного запроса, поиск информации, обработка информации, хранение информации).

знать:

— содержание требований ФГОС к метапредметным образовательным результатам, включающим такие компоненты как «информационная грамотность» и «коммуникативная компетентность» в аспекте использования средств ИКТ для коммуникации и социального взаимодействия,

— основные показатели и критерии диагностики сформированности информационной компетентности младших школьников, владеть умениями:

— оценки достоверности, качества и безопасности информации на основе алгоритма, — организации работы учащихся с разными источниками информации на предметном материале.

— проводить диагностику сформированности информационной компетентности школьников. Освоение модуля будет способствовать развитию таких трудовых действий, закрепленных в профессиональном стандарте педагога, как:

— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. В структуре общепедагогической компетентности учителя, отражено требование к умению самого педагога оценить качество образовательных и информационных ресурсов в целом, используемых им в образовательной деятельности.

Содержательная характеристика модуля:

Информационная компетентность учащихся в требованиях к метапредметным образовательным результатам, определенным ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Работа с информацией: основные этапы и необходимые умения. Оценка качества и безопасности информационного ресурса как необходимый компонент информационно-коммуникационной компетентности педагога.
Стратегии формирования и оценки информационной грамотности учащихся.
В основу реализации модуля положены основные принципы андрагогики, которые определили выбор специфики видов форм работы в рамках образовательного модуля:

Принцип приоритетности самостоятельности обучения (взрослый человек всегда обучающийся, а не обучаемый).
Принцип связи содержания обучения с личными и производственными потребностями (выбор образовательной навигации стажёрами на основе кризиса компетентности педагогического работника).
Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью стажёра.
Принцип развития обучающегося (стажёра) и обучаемого (тьютора).
Принцип рефлексивности.
При реализации программы используются технологии группового обучения взрослых, основанных на принципах научного, практико-ориентированного, системно-деятельностного подходов. Освоение содержания модуля предусматривает: ситуации непосредственного коллегиального и коммуникационного взаимодействия, педагогического сотрудничества, обобщения и обмена педагогического опыта, наставнического сопровождения тьюторов. Реализация программы требует постоянной обратной связи, промежуточных результатов работы слушателей через разнообразные формы работы.

Реализация ФГОС всех уровней образования, концепции развития и преподавания предметных областей, требуют от образовательной организации, активного включения в процессы цифровизации образования; развития информационно – образовательной среды образовательного учреждения. Одним из ключевых принципов создания такой среды является безопасная ИОС в образовательной организации. Важной фигурой любой ИОС является педагог и его профессиональная деятельность по созданию безопасной ИОС для организации образовательной деятельности с обучающимися. Учителю важно владеть инструментами, которые помогут сформировать у обучающихся информационный иммунитет при работе в современной ИОС. Решить эту задачу педагогам г. Черемхово помогает данный модуль.

Данный модуль кратковременный, имеет практическую значимость для педагога, т.к. позволяет сразу использовать полученные знания в профессиональной деятельности. Учебные продукты, выполненные стажёрами в рамках освоения данного модуля:

— интеллект – карта по информационной безопасности;

— алгоритмы, составленные в ходе выполнения практических работ, по: оценке достоверности информации; анализу медиа-текстов; конструированию задания, направленного на формирование информационного иммунитета; оценке сформированности информационной компетентности учащихся, могут быть использованы при реализации трудовых функций на рабочем месте (корректировка рабочих программ, реализация программ формирования и развития УУД при получении начального, основного уровня образования, реализация программ внеурочной деятельности по информационной безопасности и т.п.).

Реализация данного модуля предполагает наличие инструмента обратной связи и рефлексии освоенного материала. Данный инструмент («Дневник стажёра») позволяет откорректировать содержание следующего дня, расставить акценты в пройденном материале. В образовательной навигации данного модуля заложена вариативность содержания при изучении темы «Стратегии формирования и оценки информационной грамотности учащихся» (для учителей начальной и основной школы). Формы и приёмы работы при освоении модуля можно перенести на образовательную деятельность с детьми. Программа данного модуля не требует значительных материально – технических условий. Для реализации модуля достаточно одной учебной аудитории, выход в Интернет, ноутбуки. В приложении №2 представлена программа образовательного модуля «Формирование информационного иммунитета учащихся как ресурс достижения метапредметных результатов освоения ООП».

Добавить комментарий